AMORPHIS - LIVE IN MOSCOW

14.12.02, ДК Горбунова

 


Эту замечательную финскую группу ждали в Москве очень давно, года с 1994-го, наверное. Но тогда ещё в Москве не было толковых организаторов, способных привезти ТАКУЮ группу. Мечта воплотилась в реальность лишь спустя восемь лет, благодаря усилиям компании ROXX Music. 


История и дискография группы

 Группа Amorphis была создана в Хельсинки в 1990 году, когда гитарист Esa Holopainen и барабанщик/клавишник Jan Rechberger решили объединить свои творческие усилия. Чуть позже состав дополнили: вокалист/гитарист Tomi Koivusaari и басист Olli-Pekka Laine. Название данной группы происходит от греческого слова "amorphous", что в переводе означает "не имеющий определённой формы или очертаний". В таком составе в середине 1991 года коллектив записал демо "Disment Of Soul", материал которого оказался настолько силён, что американский лейбл Relapse предложил группе многолетний контракт на выпуск альбомов, который был подписан. 

В том же году группа выпустила свой первый сингл "Vulgar Necrolatry", выдержанный в стиле дэт-метал. Параллельно коллектив работал над своим дебютным альбомом, и в 1992 году творение под названием "The Karelian Isthmus" увидело свет. 

 В отличие от ранее записанного материала диск продемонстрировал большой прогресс группы: агрессивный дэт-метал был практически забыт, и его место заняла эпическая музыка в среднем темпе с жёсткими гитарными пассажами. Пластинка пользовалась большим спросом как в Европе, так и в Америке.

 В 1993 году фирма Relapse выпустила мини-альбом "Privilege Of Evil", где было записано несколько вещей из раннего материала группы.

 В том же году в составе группы появился постоянный клавишник Kasper Mortenson. Ободрённые успехом, Amorphis в 1994 году записали второй альбом "Tales From The Thousand Lakes". Диск был совершенно уникален по звучанию: дум-метал чередовался с фолковыми партиями, появились элементы прогрессивного рока 70-х годов и чистый вокал, партии которого исполнил Ville Tuomi. Лирика песен базировалась на финском национальном эпосе Калевала.

Диск имел ошеломляющий успех, и его по праву можно вписать золотыми буквами в историю doom-metal, да и тяжёлой музыки вообще. Все песни данного пуса-стопроцентные хиты, включая бонус-трек-кавер группы Doors "Light My Fire". После выхода альбома последовали гастроли по Европе с Tiamat и американское турне с Entombed. 

 В 1995 году группа выпустила мини-альбом "Black Winter Day", в который вошло несколько неизданных песен.

 Перед выходом очередного полнометражного альбома состав группы претерпел изменения: появился новый клавишник Kim Rantala, а также пришли ударник Pekka Kasari и свободный вокалист Pasi Koskinen,исполняющий партии чистого вокала. В таком составе группа выпустила альбом "Elegy"в 1996 году.

 Этот диск стал поворотной точкой в истории Amorphis(по силе воздействия на металлическую сцену многие сравнивают этот диск с "чёрным" альбомом Metallica 1991 года выпуска). В качестве вдохновения для работы над данной пластинкой группа выбрала ещё один памятник финской литературы "The Kanteletar"- книгу, объединившую в себе около 600 поэм, основанных на народных поверьях.

 С музыкальной точки зрения, этот альбом тоже оказался сенсационным: с дэтовым звучанием было фактически покончено, несмотря на небольшие оставшиеся фрагменты данного стиля. Amorphis остановили свой выбор на progressive-doom metal, который был успешно совмещён с фолковыми традициями и лучшими моментами рок-музыки 70-х годов.


В 1997 году группа подтвердила свою новую музыкальную стратегию, выпустив свой очередной мини-альбом под названием "My Kantele", в который, помимо собственных композиций коллектива, были включены две кавер-версии песен известных прогрессивных рок - групп 70-х годов: "And I Hear Your Call"(Kingston Wall) и "Levitation"(Hawkwind).
 В 1999 году группа выпустила очередной альбом "Tuonela" c новым клавишником Santeri Kallio. Стиль Amorphis окончательно сформировался: мелодичный gothic doom с фолковыми фишками и сильным влиянием прогрессивного рока 70-х. Годом позже был выпущен сборник лучших песен "Story-10th Anniversary", приуроченный к десятилетнему юбилею коллектива.


Последний на сегодняшний день студийный альбом коллектив записал в 2001 году с новым бас-гитаристом Niclas Etelavuori. Диск носит название "Am Universum" и в музыкальном отношении продолжает линию предыдущей пластинки. Вскоре после выхода данного альбома группу по семейным обстоятельствам покидает барабанщик, на место которого возвращается первый ударник команды Jan Rechberger.

 В данный момент коллектив занят записью очередного студийного диска, выход которого намечен на первую половину 2003 года. Музыканты группы обещают более тяжёлый звук, в отличие от предыдущих двух альбомов.

 Сегодняшний состав группы:

  • Pasi Koskinen-vocals
  • Tomi Koivusaari-guitars
  • Esa Holopainen-guitars
  • Niclas Etelavuori-bass
  • Santeri Kallio-keyboards
  • Jan Rechberger-drums
О концерте

 Концерту предшествовала уже ставшая непременным атрибутом визита групп в Москву встреча с поклонниками. Не сказал бы, чтобы туда пришло много народу, но всё равно стоило попотеть в очереди, чтобы получить заветную закорючку от музыкантов и сфотографироваться с ними. Несмотря на усталость музыкантов, видную невооружённым глазом (наверняка сказалось обильное знакомство с русской водкой), никому из жаждущих не было отказано. Аморфисовцы с удовольствием позировали публике, особенно вокалист, который строил демонические рожи в объективы фотокамер. Ниже приведено несколько фотографий с этой встречи.



Как будто по заказу, погода преподнесла свой сюрприз к данному концерту-ударил двадцатиградусный мороз. Леденели и индевели хаера и бороды металлеров, но разве это их остановит? Народ короткими перебежками подтягивался к месту проведения данного мероприятия-легендарной и бессмертной Горбушке. Да разве это мороз? Когда мы воевали в 1939 году с финнами на некой линии Маннергейма и разгромили их в клочья, тогда холода были под минус сорок. Минус двадцать для нас-ерунда, а вот музыканты группы, видимо были в шоке от такой погоды, поэтому некоторые из них даже на автограф-сессию пришли в теплых шерстяных шапках, нахлобученных по самые уши. Да, что для нас хорошо, финнам весьма и весьма тяжко перенести.

 Отзвенели три пригласительных звонка в зал, возвещающие о начале концерта, и на сцене появились пятеро мальчиков-зайчиков в чёрных фраках и галстуках-бабочках, и одна девушка в готическом одеянии, ответственная за нажатие чёрных и белых клавиш-всё это содружество именуется Catharsis. Они зарядили свой присимфонизированно-классицимузированный повер-метал. Играли композиции с последнего своего альбома под названием "Imago",причём, на удивление неплохо. Исполняли композиции как на английском, так и на русском языках, причём некоторые из них были написаны на стихи Маргариты Пушкиной. Да, видно рок-поэтесса увидела в данном коллективе огромный потенциал, раз согласилась писать лирику для них. Что ж, может быть, когда-нибудь эта группа превзойдёт Арию по популярности. Перспективы для этого есть, как мне кажется. Из их выступления особенно запомнилось мне соло на флейте, которое исполнил один из гитаристов группы и поток благодарностей вокалиста в адрес Марги Пушкиной. Далеко не весь повер-метал мне нравится, но эта группа-приятное исключение для меня.

 Паузы между выступлениями практически никто и не заметил, зазвучала интродукция, и сцена озарилась небесно-голубым свечением, цветом обложки альбома "Elegy" группы из страны тысячи озёр, имя которой-Amorphis. Прозвучала вступительная "The Night Is Over" с последнего альбома-готик-думерная вещь с явным психоделическим оттенком. Хит конечно, но маловато драйва. Но это только начало. Вокалист Паси Коскинен стоит в своей традиционной концертной позе-правая нога на портале, руки шире плеч, шаг влево шаг вправо-расстрел на месте и демонический взгляд исподлобья на публику и объявляет следующий номер программы-"The Way". Песня начинается медленно, даже немного нудновато для меня, но в конце проскакивают уже до боли знакомые и типично Аморфисовские гитарные пассажи, заставившие встрепенуться автора данных строк и начать потряхивать своим хаером. Ну а последующая за ней "Better Unborn" c восхитительными гитарными партиями окончательно разбудила меня от зимней спячки, и я уже рубился вовсю. Паси вспомнил, что помимо чистого вокала, он может петь ещё и рычащим и начал это демонстрировать в данной песне. Тут и я припомнил, что сумел пронести на данное мероприятие запрещённое оружие, именуемое фотоаппаратом, которое пора бы привести в действие. Пока я приготавливался да прилаживался, отгремели звуки "Goddess(Of The Sad Man)" c последнего альбома, которую затем сменил великолепный медляк под названием "Tuonela". Партер озарился горящими зажигалками, я же пытаюсь предпринять несколько бесполезных попыток расположиться в первых рядах так, чтобы сфотографировать группу по центру. Дохлый номер! Меня всё время относит вбок этот бушующий кратер вулкана-угорающая публика. В итоге, плюнув на всё, я начинаю фотографировать группу, находясь в правом углу сцены. Секьюрити не стал никак возбухать по этому поводу (редчайший случай). Солист группы верен себе: ни шага 

в сторону; застыл на сцене в позе памятника Мальчишу-Кибальчишу (только без горна, сабли и надетой на голову будёновки с красной звездой) с демоническим взглядом и жестами, позаимствованными у Вилле Вало: нежное поглаживание микрофона, вздымание вверх носопырки, и тому подобное. После исполнения данной песни Паси задаёт вопрос зрителям, помнят ли они альбом 1994 года "Tales From The Thousand Lakes"? Ответом стал рёв восторга. Следует убойная"The Castaway", а затем подборка greatest hits: "Against Widows"," On Rich And Poor" и"Drowned Maid" с небольшим лирическим отступлением в виде "Divinity". Паси дико гроулит, гитарист и басист носятся по сцене как заводные, барабанщик, так и не сумевший врубиться в морозный декабрьский день в Москве и игравший в шапке, нехило долбит, несмотря ни на что. И только бедный второй гитарреро Томи спрятался где-то в углу, сгорбившись аки персонаж картины "Бурлаки на Волге". Не знаю, то ли он заболел болезнью под названием "перепил", то ли обиделся на то, что его гитара иногда вырубалась из сети, неизвестно, одним словом. Хотя вроде бы к концу выступления и он тоже оживился. Отыграв"The Summer's End", музыканты прощаются с народом и уходят за кулисы. Но нашу публику такими трюками не проведёшь! 

На сцене появляется какой-то прикольный толстяк из техперсонала группы, а по совместительству ещё и доктор-логопед и просит зрителей проговорить название группы, причём по слогам. Медосмотр, занявший где-то три минуты, пройден успешно, и к всеобщему восторгу публики Аморфисовцы вновь выходят на сцену. Исполняют хит последнего альбома "Alone",медляковый вариант "My Kantele", до отказа нашпигованный финскими народными мелодиями, и забойный номер"In The Beginning", после чего вновь удаляются за кулисы.

 Вновь на сцене нарисовывается толстяк-логопед и проводит повторный медосмотр. Публика требует группу и песню"Black Winter Day". Наконец, музыканты вновь на сцене, исполняется очень тяжёлая вещь"Greed"и долгожданная финальная "Black Winter Day". Взгляд Паси настолько демоничен, что я уже не могу глядеть на него прямо, ибо он просто меня им пронзает насквозь, поэтому угораю, "смотря искоса, низко голову наклоня". В зале полное рубилово и нет ни одного человека, равнодушно взирающего на сцену. Это был апогей концерта и, к сожалению конец.

 Вот полный сет-лист выступления Amorphis:
 
 

  1. The Night Is Over
  2. The Way
  3. Better Unborn
  4. Goddess (Of The Sad Man)
  5. Tuonela
  6. The Castaway
  7. Against Widows
  8. Divinity
  9. On Rich And Poor
  10. Drowned Maid
  11. Summer's End
Бис №1:
  • Alone
  • My Kantele
  • In The Beginning
Бис №2:
  • Greed
  • Black Winter Day
   
Russian Gothic Banner Exchange