IN PROG 2 (День первый)
AZAZELLO, FACE-X, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ,
NOVA ART
15.02.03, Клуб “Релакс”
(Организаторы концерта – In Rock, Starless / Coronach Records и Metal
Agen / CОЮЗ)
Прог-фестиваль
"IN PROG 2" был приурочен к выходу третьего студийного альбома прогрессив-роковой
группы Azazello из г. Тында, Дальний Восток - "The Wings". Мероприятие
проводилось под эгидой музыкального журнала "InRock" уже второй раз - "IN
PROG 1" состоялся 11 ноября 2001 года, тогда на фестивале выступили Azazello,
Face-X, Nyl, Nordream и Elisium. C тех пор география фестиваля существенно
расширилась - услышать "живьем" российских прог-музыкантов смогли не одни
только москвичи, но и жители Питера. Первый раз участвовала в фестивале
группа "Оргия Праведников" - коллектив, объединивший в себе культового
музыканта Сергея Калугина и арт-роковую группу "Артель". Московская часть
фестиваля была разделена на два дня - в первый, 15 февраля, выступали группы
преимущественно тяжелого толка, во второй - те, чей стиль ближе к арт-року,
чем к прог-металу.
Наш
рассказ – о первой части фестиваля. Итак, мы появились в клубе “Relax”,
когда первый номер программы – молодая московская команда Nova Art - уже
заканчивала выступление. Из того, что удалось услышать – половина собственной
композиции и кавер Dream Theater “Mirror”. Кавер, надо сказать, исполнен
был очень прилично, практически «один в один», чего совершенно нельзя было
ожидать от молодой и практически неизвестной команды. Несколько позабавили
вокалист, который весь концерт искал точки соприкосновения с землей (в
смысле, с полом), и клавишник, который помимо исполнения своих партий успевал
строить глазки практически всем девушкам в зале, для чего иногда даже залезал
под свой синтезатор (так как достаточно агрессивная светомузыка слепила
глаза и мешала процессу).
Гости
из далекого Благовещенска, хард-рок группа Купе, до Москвы, к сожалению,
не доехали, поэтому следующими на сцене оказалась Оргия Праведников. Описывать
их музыку можно долго, тем более что она того стоит, но для этого существуют
рецензии на альбомы. Поэтому
ограничимся лишь одной фразой – невероятная смесь Аквариума и Metallica.
Первое – в плане вокала, лирики и мелодичных акустических кусков, второе
же явственно проступает в тяжелых, практически трэшевых фрагментах. Такой
дикий микс практически невозможно представить, но, тем не менее, он прекрасно
работает. Нельзя не отметить очень приличный звук, в котором не терялись
даже акустические соло поверх примоченной гитары и барабанов. Единственная
проблема – вокал, который в принципе был слышен, но в тяжелых кусках весьма
плохо разбираем. В целом же – великолепное выступление, жаль только, что
очень короткое, всего четыре вещи минут по восемь каждая. «А московская
сцена не так уж мертва», - даже подумалось под конец концерта.
Гости
из Питера Face-X уже хорошо знакомы московской публике благодаря выступлению
на разогреве у Элиса Купера – акции абсолютно неуместной и неудачной, сравниться
с которой могло бы разве что выступление на разогреве у Dark Throne или
Exploited. Здесь же группа смотрелась очень к месту и нас лично очень порадовала.
Прог-метал в духе «одной известной американской группы» (не будем показывать
пальцем) исполнен был просто безупречно, все музыканты – настоящие профессионалы,
особенно хочется отметить работу гитариста и клавишника. Отдельного
упоминания заслуживает вокалист, который по ходу концерта успевал бегать
по сцене, танцевать какие-то невероятные танцы, по-детски хлопать в ладоши,
снять и одеть футболку, расплести косички клавишнику, спрыгнуть в зал и
пообщаться с публикой во время длинной инструментальной композиции и при
этом петь достаточно сложные партии в манере и тональности а-ля Джеймс
Ла Бри, ни разу не сфальшивив. А
уж то, что он говорил в микрофон между песнями, вообще лучше оставить без
комментариев. «Мы только что записали наш первый альбом, он будет очень
тяжелый… килограмм на восемь!», «Скажу вам сразу: мы – клон Dream Theater»,
«Чуваки, нам так нравится, что мы вам нравимся!», «Чуваки, мы поем о том,
что нам близко, это не просто тексты!», «Как называется следующая вещь,
я еще не знаю, вот Серега начнет играть, и я скажу!». Короче, остается
лишь догадываться, что и в каком количестве чувак пил перед концертом.
Выступление Face-X понравилось далеко не всем, многие возмущенно ушли пить
пиво, но нам такой подход к исполнению «стандартов» показался весьма интересным
и нетривиальным. Жаль только, что на студийном диске этого все равно не
передать.
Хэдлайнеры
фестиваля – Azazello – по словам организаторов, пережили массу каких-то
неприятных приключений по дороге в Москву и прямо перед концертом. Тем
не менее, на качестве их выступления это нисколько не сказалось. Признаюсь
честно, словосочетание «группа из Тынды» поначалу не вызывало ничего, кроме
скепсиса, а когда на сцену вынесли целый набор гитарных примочек неопределенного
происхождения и черные гитары с красными (!) шнурами, мы морально приготовились
к самому худшему. Но как только началась музыка, места для скепсиса просто
не осталось. Материал Azazello не имеет прямых аналогов, это прог-метал,
но очень своеобразный, можно сказать, «сибирский», со своим особым звучанием
и манерой игры. Единственная
параллель, которая приходит в голову – Rough Silk, да и то только лишь
в плане сочетания жестких и драйвовых кусков с мелодичными клавишными интерлюдиями
в совершенно произвольном порядке. Но если группа Ферди Дорнберга делает
ставку на хитовость и запоминаемость композиций, у сибиряков этого нет
и в помине. Очень сложные вещи с чуть ли не симфонической структурой, минимум
вокала, множество гитарных и клавишных соло и перекличек, русскоязычная
философская лирика и при этом невероятная сыгранность, четкость исполнения,
свободное поведение на сцене и очень серьезный подход к делу. Во время
выступления Azazellо перед сценой собрался практически весь присутствующий
в клубе народ. Почти
никто не пил пиво и не трепался с друзьями, все стояли и слушали, а отдельные
личности даже ухитрялись отрываться под особенно забойные куски. И именно
Azazello был оказан самый теплый прием, несмотря на то, что отдельные композиции
по времени звучания зашкаливали за 20 минут.
В целом, фестиваль однозначно удался. Отличные выступления команд, шикарный
звук, адекватная аудитория и очень грамотная работа организаторов смогли
убедить даже таких нелюбителей московской клубной сцены, как ваши покорные
слуги, в том, что такие мероприятия нужны и заслуживают внимания. Удовольствия
не испортило даже явно разбавленное разливное нечто, которое продавалось
в баре под именем «Клинское». Будем с нетерпением ждать “IN PROG 3”!
|