IN PROG 2 (День первый)

AZAZELLO, FACE-X, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, NOVA ART
 

15.02.03, Клуб “Релакс”
(Организаторы концерта – In Rock, Starless / Coronach Records и Metal Agen / CОЮЗ)

Прог-фестиваль "IN PROG 2" был приурочен к выходу третьего студийного альбома прогрессив-роковой группы Azazello из г. Тында, Дальний Восток - "The Wings". Мероприятие проводилось под эгидой музыкального журнала "InRock" уже второй раз - "IN PROG 1" состоялся 11 ноября 2001 года, тогда на фестивале выступили Azazello, Face-X, Nyl, Nordream и Elisium. C тех пор география фестиваля существенно расширилась - услышать "живьем" российских прог-музыкантов смогли не одни только москвичи, но и жители Питера. Первый раз участвовала в фестивале группа "Оргия Праведников" - коллектив, объединивший в себе культового музыканта Сергея Калугина и арт-роковую группу "Артель". Московская часть фестиваля была разделена на два дня - в первый, 15 февраля, выступали группы преимущественно тяжелого толка, во второй - те, чей стиль ближе к арт-року, чем к прог-металу.

Наш рассказ – о первой части фестиваля. Итак, мы появились в клубе “Relax”, когда первый номер программы – молодая московская команда Nova Art - уже заканчивала выступление. Из того, что удалось услышать – половина собственной композиции и кавер Dream Theater “Mirror”. Кавер, надо сказать, исполнен был очень прилично, практически «один в один», чего совершенно нельзя было ожидать от молодой и практически неизвестной команды. Несколько позабавили вокалист, который весь концерт искал точки соприкосновения с землей (в смысле, с полом), и клавишник, который помимо исполнения своих партий успевал строить глазки практически всем девушкам в зале, для чего иногда даже залезал под свой синтезатор (так как достаточно агрессивная светомузыка слепила глаза и мешала процессу).

Гости из далекого Благовещенска, хард-рок группа Купе, до Москвы, к сожалению, не доехали, поэтому следующими на сцене оказалась Оргия Праведников. Описывать их музыку можно долго, тем более что она того стоит, но для этого существуют рецензии на альбомы. Поэтому ограничимся лишь одной фразой – невероятная смесь Аквариума и Metallica. Первое – в плане вокала, лирики и мелодичных акустических кусков, второе же явственно проступает в тяжелых, практически трэшевых фрагментах. Такой дикий микс практически невозможно представить, но, тем не менее, он прекрасно работает. Нельзя не отметить очень приличный звук, в котором не терялись даже акустические соло поверх примоченной гитары и барабанов. Единственная проблема – вокал, который в принципе был слышен, но в тяжелых кусках весьма плохо разбираем. В целом же – великолепное выступление, жаль только, что очень короткое, всего четыре вещи минут по восемь каждая. «А московская сцена не так уж мертва», - даже подумалось под конец концерта.

Гости из Питера Face-X уже хорошо знакомы московской публике благодаря выступлению на разогреве у Элиса Купера – акции абсолютно неуместной и неудачной, сравниться с которой могло бы разве что выступление на разогреве у Dark Throne или Exploited. Здесь же группа смотрелась очень к месту и нас лично очень порадовала. Прог-метал в духе «одной известной американской группы» (не будем показывать пальцем) исполнен был просто безупречно, все музыканты – настоящие профессионалы, особенно хочется отметить работу гитариста и клавишника. Отдельного упоминания заслуживает вокалист, который по ходу концерта успевал бегать по сцене, танцевать какие-то невероятные танцы, по-детски хлопать в ладоши, снять и одеть футболку, расплести косички клавишнику, спрыгнуть в зал и пообщаться с публикой во время длинной инструментальной композиции и при этом петь достаточно сложные партии в манере и тональности а-ля Джеймс Ла Бри, ни разу не сфальшивив. А уж то, что он говорил в микрофон между песнями, вообще лучше оставить без комментариев. «Мы только что записали наш первый альбом, он будет очень тяжелый… килограмм на восемь!», «Скажу вам сразу: мы – клон Dream Theater», «Чуваки, нам так нравится, что мы вам нравимся!», «Чуваки, мы поем о том, что нам близко, это не просто тексты!», «Как называется следующая вещь, я еще не знаю, вот Серега начнет играть, и я скажу!». Короче, остается лишь догадываться, что и в каком количестве чувак пил перед концертом. Выступление Face-X понравилось далеко не всем, многие возмущенно ушли пить пиво, но нам такой подход к исполнению «стандартов» показался весьма интересным и нетривиальным. Жаль только, что на студийном диске этого все равно не передать.

Хэдлайнеры фестиваля – Azazello – по словам организаторов, пережили массу каких-то неприятных приключений по дороге в Москву и прямо перед концертом. Тем не менее, на качестве их выступления это нисколько не сказалось. Признаюсь честно, словосочетание «группа из Тынды» поначалу не вызывало ничего, кроме скепсиса, а когда на сцену вынесли целый набор гитарных примочек неопределенного происхождения и черные гитары с красными (!) шнурами, мы морально приготовились к самому худшему. Но как только началась музыка, места для скепсиса просто не осталось. Материал Azazello не имеет прямых аналогов, это прог-метал, но очень своеобразный, можно сказать, «сибирский», со своим особым звучанием и манерой игры. Единственная параллель, которая приходит в голову – Rough Silk, да и то только лишь в плане сочетания жестких и драйвовых кусков с мелодичными клавишными интерлюдиями в совершенно произвольном порядке. Но если группа Ферди Дорнберга делает ставку на хитовость и запоминаемость композиций, у сибиряков этого нет и в помине. Очень сложные вещи с чуть ли не симфонической структурой, минимум вокала, множество гитарных и клавишных соло и перекличек, русскоязычная философская лирика и при этом невероятная сыгранность, четкость исполнения, свободное поведение на сцене и очень серьезный подход к делу. Во время выступления Azazellо перед сценой собрался практически весь присутствующий в клубе народ. Почти никто не пил пиво и не трепался с друзьями, все стояли и слушали, а отдельные личности даже ухитрялись отрываться под особенно забойные куски. И именно Azazello был оказан самый теплый прием, несмотря на то, что отдельные композиции по времени звучания зашкаливали за 20 минут.

В целом, фестиваль однозначно удался. Отличные выступления команд, шикарный звук, адекватная аудитория и очень грамотная работа организаторов смогли убедить даже таких нелюбителей московской клубной сцены, как ваши покорные слуги, в том, что такие мероприятия нужны и заслуживают внимания. Удовольствия не испортило даже явно разбавленное разливное нечто, которое продавалось в баре под именем «Клинское». Будем с нетерпением ждать “IN PROG 3”!
 

© 2003, Роман “Maniac” Патрашов, Наталья “Lynx” Хорина
Russian Darkside e-Zine
   
Russian Gothic Banner Exchange