Domine : Чтоб сказку сделать былью


Для большинства поклонников тяжелой музыки волна итальянского пауэра, которая захлестнула Европу во второй половине 90-х, началась с Rhapsody и Labyrinth, но не стоит забывать, что в этой стране встречаются и куда более древние группы, которые до сих пор создают интереснейшую музыку. Квинтет под названием Domine ведет отсчет своей истории с начала 80-х, но выпускать альбомы более-менее регулярно начал лишь с 1997 года. В 2004 году в продаже появился уже четвертый монументальный симфо-пауэр-металлический опус Domine под названием “Emperor Of The Black Runes”, и мы воспользовались этим случаем, чтобы пообщаться с гитаристом Энрико Паоли. Согласитесь, что группа с более чем 20-летней историей, фактически, одни из первопроходцев пауэра в Италии, заслуживает внимания…

Domine - одна из очень немногих итальянских симфо-пауэрных групп, которые не зацикливаются на тематике фэнтези и могут себе позволить писать тексты о реальной жизни, при этом не нарушая целостности фэнтезийной концепции. Как это у вас получается?

Ну, это вполне естественно. Для начала хочу сказать, что мой интерес к героической фэнтези-литературе отнюдь не является показным, я увлекаюсь этими книгами с детства, я читал их задолго до того, как начал слушать металл и стал музыкантом. Я и металл начал слушать во многом из-за того, что тексты песен в этом стиле часто связаны с фэнтезийной тематикой. Сейчас многие молодые хэви-металлические группы просто следуют моде, они говорят: "Если ты играешь классический пауэр, ты должен писать тексты на фэнтезийные темы". Но, на мой взгляд, в этом нет ничего хорошего, это же скучно. Мы - совсем другое дело. Я огромный поклонник фэнтези-литературы, я прочел огромное количество книг самых разных авторов и поэтому я могу с уверенностью сказать, кто пишет от души, а кто просто использует примитивные клише. А тексты о реальной жизни я начал писать потому, что у нас за плечами было уже три альбома, и мне хотелось рассказать о том, что происходит вокруг меня, с чем я сталкиваюсь каждый день.

Вы уже в третий раз работаете с продюсером Луиджи Стефанини в его студии New Sin Audio Design. Вы никогда не хотели записаться с другим продюсером или поработать в другой студии?

Конечно, мы часто думаем на эту тему. Но дело в том, что New Sin Audio Design - это лучшая студия в Италии для записи металла. У нас есть немало отличных студий, есть и такие, которые с технической точки зрения значительно превосходят New Sin, но проблема в том, что очень немногие в Италии знают, как записывать хэви-метал. Так что New Sin был для нас совершенно естественным выбором, и когда мы записывались там первый раз, нам так понравился процесс и атмосфера, что мы даже не задумывались о том, чтобы искать что-то еще. Конечно, в других странах, например, в Германии или Англии, могут быть студии еще лучше, но пока нас все устраивает. В процессе записи нам не становится скучно, и пока мы получаем удовольствие от работы в New Sin, мы будем работать там. Знаешь, когда музыканты приступают к какому-либо проекту, они превращаются в ужасных параноиков, они очень боятся, что их планы и желания так и останутся непонятыми продюсерами и звукоинженерами. Так что если ты находишь человека, который думает так же, как ты, это большая удача. Но кто знает, что ждет нас в будущем? Посмотрим.

Последний трек на новом альбоме, "The Forest Of Light", является полностью акустическим, что для вас очень необычно. Что вдохновило вас на сочинение этой песни?

Мы с коллегами по группе довольно долго обсуждали эту песню. Domine существует уже довольно давно, это наш четвертый альбом, и мы выработали свой собственный стиль. Но в то же время, мы не хотим повторяться и каждый раз делать то же самое, что делали на предыдущем диске. И тем не менее, мы не собираемся отказываться от той музыки, которую нам нравится исполнять. Так что когда мы работаем над альбомом, мы ищем своего рода баланс между верностью своим традициям и экспериментами. Я не имею в виду радикальные эксперименты, которые, по сути, подразумевают смену стиля, но нам часто хочется попробовать что-нибудь новенькое, чего мы раньше не делали. Нам нужен определенный вызов, чтобы у музыкантов не пропал энтузиазм, чтобы нам не стало скучно. Должен сказать, что мы слушаем далеко не только металл, мы очень любим арт-рок, прогрессив-рок и более мелодичные направления вроде AOR или акустики, а я лично активно слушаю фолк и т.н. "женские голоса". Так что мы просто хотели добавить в нашу музыку некоторые из этих влияний, и первое, что пришло нам в голову - это акустические моменты в традициях Jethro Tull или Genesis а также женский вокал, как у Лорины МакКеннит или Кейт Буш. Просто чтобы слушателям и нам самим было интересно.

Каких экспериментов можно ждать от Domine в ближайшем будущем?

Думаю, мы будем продолжать играть классический хэви-метал с массивной атмосферой, потому что это именно та музыка, которая нам больше всего нравится. Но мы будем пробовать и новые вещи. Мне кажется, что мы будем экспериментировать как с утяжелением, так и с облегчением музыки, пойдем сразу в обоих направлениях. Возможно, мы запишем несколько очень быстрых и тяжелых песен и разместим на диске рядом с ними что-нибудь более мелодичное, акустическое и расслабленное, чтобы атмосфера на альбоме почаще менялась, чтобы слушатель не скучал.

В студии вы активно используете хоровое пение, дополнительных певцов и женский вокал, но как вы воспроизводите все это на концертах? Вы берете с собой в турне мини-диск или используете сэмплы?

Нет, ничего такого. Честно говоря, мы - совершенно традиционная хэви-металлическая группа, и у нас очень традиционный подход к концертам. На сцене присутствуют только пять участников группы, и каждый из нас играет на своих обычных инструментах. Мы не особенно хорошо умеем управляться к компьютерами, сэмплерами и "подкладками", мы - музыканты старой школы. В нашем репетиционном зале стоят только наши инструменты и усилители, и на концертах мы ничего к ним не добавляем. Конечно, на концертах приходится ограничиваться более скромными аранжировками, потому что на альбоме можно параллельно задействовать порядка 40 дорожек и прописать кучу дополнительных инструментов, но "вживую" Domine играют впятером и все делают сами. Хор мы можем воспроизвести и без посторонней помощи, ведь у нас в группе поют все, кроме барабанщика, а пару раз к нам на концерты приходила наша вокалистка Леанан (Сидхе) и пела с нами несколько песен. Но в целом, концертные версии наших песен звучат заметно тяжелее, у них упрощенные аранжировки и больше мощи. Нам очень нравится такой подход - ведь именно так делали классические хэви-металлические группы.

Какую песню Domine труднее всего исполнять "живьем"?

В принципе, песни на наших альбомах можно поделить на две категории. Часть песен - классический хэви-метал, они короткие и прямолинейные, и их исполнять "живьем" достаточно просто всем, кроме барабанщика, потому что ему приходится работать очень активно. А с другой стороны, у нас есть более эпические и продолжительные композиции, которые достаточно сложны с технической точки зрения. Они требуют от нас повышенной концентрации на игре. Когда ты играешь классический хэви-метал, в этом нет ничего сложного, ты просто трясешь хаером и быстро перебираешь пальцами, и это очень здорово и весело. Но когда наступает время играть песню 11 минут длиной, в которой куча перемен в ритмике и атмосфере, особенно расслабиться не получается. Но в целом, это не проблема, да и публике приятно сначала поугарать под что-нибудь агрессивное, а потом сделать паузу, передохнуть и послушать какой-нибудь эпик.

В одном интервью ты говорил, что хотел бы пригласить Франческу Николи из известной итальянской готической группы Ataraxia для записи вокала на вашем альбоме. Ты с ней знаком?

Да, знаком, я много раз видел Ataraxia "живьем" и считаю их фантастической группой. Франческа - замечательная певица, у нее очень индивидуальный голос. Я слежу за карьерой Ataraxia с самого начала, с момента выхода их первого компакта, и я могу сказать, что она совершенно потрясающе смогла развить свои вокальные способности. В начале она пела обычным оперным голосом, но с каждым новым альбомом она пробовала все больше различных стилей, даже иногда экспериментировала с авангардом. У нее очень индивидуальный и эмоциональный подход к музыке, и это мне нравится.

А что она думает о творчестве Domine?

Честно говоря, не знаю. Мы много раз говорили о музыке, и ее подход, разумеется, очень отличается от моего, ведь ее корни - в даркуэйв-сцене, а потом она увлеклась древней и средневековой музыке. Но она всегда желает мне удачи, когда нам предстоит запись альбома или концерт, она очень дружелюбный человек.

Все ваши диски изданы на итальянском лейбле Dragonheart Records. Вы довольны сотрудничеством с этой компанией? Вы никогда не хотели найти себе лейбл покрупнее?

Мы вполне довольны Dragonheart. Да, это маленький лейбл, но его позиции в Италии очень сильны, и из всех его групп мы продаем больше всего альбомов. Благодаря этому к нам очень хорошо относятся, мы являемся приоритетной командой для лейбла. Но человеку свойственно всегда хотеть большего, и мы тоже думаем о том, чего могли бы достичь, будь у нас контракт с компанией покрупнее. На наших глазах группы типа Lacuna Coil или Rhapsody подписались на заграничные лейблы, стали записываться в заграничных студиях, нашли себе заграничный менеджмент, и сейчас они куда популярнее нас. Но с другой стороны, такие контракты на дороге не валяются. Мы - реалисты, мы ничуть не жалеем о том, что выпускаемся на итальянском лейбле, хотя бы потому, что мы прекрасно видим, как меняется наш статус с каждым альбомом. Наши работы достаточно хорошо принимают и за рубежом, мы выпускаем диски в Японии, США, Бразилии, Тайване, а теперь еще и в России, и это здорово. Посмотрим, как дела пойдут в будущем.

Насколько я понимаю, ваш дебютный альбом "Champion Eternal" (1997) стал первым релизом Dragonheart. Как вы получили с ними контракт?

Это было нетрудно. "Champion Eternal" мы записывали самостоятельно, у нас был мизерный бюджет, и запись заняла очень много времени. Когда у нас был готов предварительный микс альбома, мы разослали его по лейблам в надежде, что кто-нибудь предложит нам контракт и выделит деньги на доводку материала "до ума". В то время Dragonheart только начинали работу. Dragonheart принадлежит компании Audioglobe, самому крупному дистрибьютору металла в Италии, и их штаб-квартира находится во Флоренции, нашем родном городе. Мы были знакомы с ребятами с лейбла, они получили наше демо, и хотя нам в итоге пришло три предложения, Dragonheart предложили наилучшие условия. Когда ты лично знаком с представителями лейбла, когда они базируются в твоем родном городе, когда у вас хорошие отношения, и когда с ними легко работать, ты не можешь отказаться от такого предложения. Мы попробовали, и у нас все получилось. "Champion Eternal" имел в Италии успех, диск неплохо продавался и в Японии, Германии и Греции, так что для записи следующего альбома нам выделили бюджет побольше. И с тех пор все идет по нарастающей.

Партии бэк-вокала на первом альбоме исполняет Стив Сильвестер из известной группы Death SS. Как вы познакомились? Тебе нравится их музыка?

Во-первых, я должен сказать, что Стив - один из тех парней, которые настолько увлечены своей музыкой, что их невозможно за это не уважать. Он занимается музыкой целую вечность, если не ошибаюсь, он основал Death SS еще в 70-х, по-моему, в 1977 году. Я считаю, что если у человека хватает энтузиазма, чтобы заниматься музыкой столько лет, он заслуживает уважения. Он абсолютно убежден в том, что поступает правильно, несмотря на то, что в его карьере была масса взлетов и падений - состав группы постоянно менялся, сотрудничество с лейблами не складывалось, да и вообще, они работали на итальянской металлической сцене в 80-х, когда это было очень тяжело. Человек, который прошел через все эти преграды, должен быть очень сильным. А что касается того, как мы познакомились, то здесь все очень просто. Барабанщик, который играл на двух наших первых альбомах (Миммо Палмиотта), ранее записал с Death SS два диска - "Black Mass" и "In Death Of Steve Sylvester", так что он дружил со Стивом. Когда мы записывали наш первый альбом, Стив нас очень поддерживал, он всегда говорил: "Давайте, ребята, у вас все получится, продолжайте работать!" И в какой-то момент мы просто спросили его: "А ты нам не поможешь? Нам нужны люди для записи бэк-вокала". Он ответил: "Нет проблем, когда скажете!" Он один из основателей итальянской металлической сцены и при этом очень дружелюбный человек.

Первые два диска Domine ("Champion Eternal" и "Dragonlord") недавно были переизданы в России. Ты не мог бы рассказать о них поподробнее? Ведь многие российские фэны не знакомы с этим периодом вашей карьеры.

"Champion Eternal" вышел в 1997 году, еще до того, как пошла новая волна пауэр-металлических групп, еще до того, как в продаже появились диски Hammerfall и Rhapsody. Честно говоря, это довольно странный альбом. К тому моменту группа существовала уже много лет, мы записали первое демо в 1986 году, так что для создания первого альбома потребовалось очень много времени. Причины в том, что на итальянской сцене тогда было очень тяжело работать, и у нас фактически не было возможности сделать нормальный альбом. Другая проблема заключалась в том, что состав, который записывал демо-пленки, не был особенно хорош, и к записи альбома мы приступили лишь тогда, когда в группе появился певец Морби и новый барабанщик Миммо. "Champion Eternal" стал своего рода сборником песен, которые мы наработали за все годы на сцене. Мне он по-прежнему нравится, потому что работа над ним была настоящим удовольствием, хотя у нас практически не было денег на запись. Но несмотря на это, публика приняла диск очень хорошо, во многом потому, что мы уже сделали несколько демо-записей, у нас были фэны в андерграунде, и многие с нетерпением ждали нашего первого полноценного компакта. После этого мы получили гораздо больший бюджет и записали второй альбом "Dragonlord". Это был наш первый опыт работы в New Sin Audio Design, и мы получили массу новых впечатлений. Состав группы стал еще сильней, потому что после "Champion Eternal" мы огыграли множество концертов на разогреве у Rage, Grave Digger и других классных немецких групп. А благодаря "Dragonlord" мы сделали следующий шаг вверх - мы провели европейское турне, мы выступили на фестивалях, а сам диск был издан в самых разных странах, в том числе в США на Metal Blade, в Бразилии, в Японии, на Тайване. А сейчас он выходит и в России, чему я очень рад.

На первом альбоме у вас есть очень необычный трек под названием "Midnight Meat Train", подобных которому я от вас больше не слышал. Что или кто побудил вас создать это произведение?

Эту песню мы написали для третьей демо-пленки ("Bearer Of The Sword"), которая вышла в 1991 году. Она действительно отличается от остальных, потому что ее текст базируется на романе ужасов Клайва Баркера, это очень известный писатель и отличный режиссер, например, он работал над первой частью фильма "Восставший из ада". "Midnight Meat Train" - одна из самых экстремальных песен на альбоме, и она отлично "работала" на концертах, ее было очень весело играть. Я согласен, что это несколько неожиданное произведение, особенно если ты читаешь или слушаешь тексты, и они все написаны по мотивам фэнтези, а тут вдруг начинаются такие ужасы. Но Клайв Баркер был и до сих пор остается одним из моих любимых авторов, к тому же, я хотел попробовать сделать что-нибудь необычное.

У вашего вокалиста Морби отличный голос. Как вы заполучили его себе в группу?

Морби был одним из вокалистов, которых мы больше всего хотели заполучить, когда встал вопрос о замене певца. Он уже очень давно выступает, если я не ошибаюсь, его первая группа записала демо в 1981 году, а потом он пел в Sabotage, одной из первых итальянских металлических групп. Они играли музыку в духе Judas Priest и Iron Maiden, а его голос напоминал Роба Хэлфорда - он с такой же легкостью брал высокие ноты. Нам очень нравились Sabotage, потому что они были одной из немногих итальянских металлических команд в те годы, мы могли без проблем сходить на их концерт, а "живьем" они ничуть не уступали иностранным группам. Так что когда мы искали певца, мы пытались найти кого-то, кто был бы похож на Морби, а потом решили, что лучше связаться с ним самим, тем более что мы были друзьями. Музыканты же всегда общаются друг с другом на концертах. И он с удовольствием к нам присоединился, потому что Sabotage как раз недавно распались, и он искал, чем бы заняться. Когда он стал участником Domine, исполнилась наша мечта, мы ведь всегда хотели, чтобы у нас пел классный и опытный вокалист.

Но несколько лет назад Морби вдруг стал участником другой итальянской пауэр-команды Labyrinth, а потом очень быстро вернулся к вам. Что произошло?

На самом деле, он никогда не был участником Labyrinth. В 1998 году он отыграл с ними европейский тур, а получилось это потому, что после второго альбома ребятам из Labyrinth предложили поехать на гастроли на разогреве у Hammerfall, но их вокалист ушел из группы. Причем этот тур был для них очень важен, и они попали в очень сложное положение. Поэтому они попросили Морби помочь, он проехался с ними по Европе и даже записал несколько песен, но потом старый вокалист Labyrinth вернулся в группу. Ребята были этому очень рады, потому что хотели продолжать развиваться в направлении предыдущего альбома, а Морби снова стал посвящать нам 100 процентов своего времени. Но все стороны остались довольны, потому что европейский тур - это всегда очень круто.

Вы до сих пор общаетесь с музыкантами, которые играли на ваших демо-записях? Кто-нибудь из них еще занимается музыкой?

После ухода из Domine большинство из них перестали играть, и лишь некоторые занимались музыкой для собственного удовольствия. Мы до сих пор общаемся. Ведь когда мы создали группу, мы учились в одной школе, мы были близкими друзьями. Одной из причин, по которой мы так долго не могли подписать контракт, если не считать общее плачевное положение итальянской сцены того времени, был наш вопиющий непрофессионализм. Мы просто получали удовольствие, мы были еще детьми. Мы выросли вместе, и когда ребята один за другим покинули группу, между нами не возникло никакой неприязни. Просто они нашли работу или обзавелись семьей, и их расставание с Domine произошло вполне естественным образом. Мы поддерживаем контакт со всеми бывшими музыкантами нашей группы. Например, наш старый вокалист (Стефано Маццелла) иногда заглядывает к нам на репетиции и слушает, как мы играем. Миммо, который барабанил на первых двух альбомах, тоже общается с нами. У нас со всеми хорошие отношения.

В Domine вместе с тобой играет твой брат Рикардо. Кто из вас первым увлекса металлом и фэнтези?

Рикардо был первым, кто увлекся книгами в жанре фэнтези, он ведь на год старше меня. Именно он принес в дом "Властелина колец" и другие классические произведения жанра, а я увлекся ими под его влиянием. Он же первым заинтересовался музыкой, но в начале ему больше нравился классический рок - Beatles или Rolling Stones. А металлические и хард-роковые пластинки первым принес в дом я. Можно сказать, что мы уравновешиваем друг друга - он первым увлекся фэнтези, а я - металлом. И вполне естественно, что в первый состав группы мы пригласили наших друзей. (Смеется.) Мы просто позвали играть тех, с кем вместе ходили в школу. Наш самый первый барабанщик учился со мной в одном классе, второй гитарист был одноклассником Рикардо, а вокалист был одним из наших друзей. Так все и началось - просто с развлечения.

Кто разрабатывает имидж Domine? Кто решает, как вы должны выглядеть на фотографиях, какую одежду носить и т.д.? Вы пользуетесь услугами стилиста или все делаете самостоятельно?

Мы все делаем сами. Честно говоря, мы не так уж много этим занимаемся. Мы просто смотрим на классиков металла, например, на Iron Maiden и Judas Priest, и нам нравится этот кожано-джинсовый имидж. Наверное, нужно побольше заниматься этим вопросом, может, мы тогда придумаем что-нибудь интересное, но каждый раз, когда мы принимаемся за работу над альбомом, мы полностью концентрируемся на музыке, и у нас не остается времени подумать об имидже. Гораздо больше времени мы тратим на обсуждение обложки - какую картину использовать и т.д. - а на фотосессию просто одеваем что-нибудь черное. В повседневной жизни мы ведь чаще всего носим черное.

Почему у Domine никогда не было концептуального альбома? Ваша музыка идеально для этого подходит. Может, вы планируете сотворить что-нибудь концептуальное в будущем?

Честно говоря, главная причина того, что у нас никогда не было такого альбома, заключается в том, что его не так просто сделать. По крайней мере, если ты хочешь его сделать хорошо. Когда я думаю о концептуальных альбомах, мне в первую очередь приходят в голову очень сложные произведения, например, из репертуара прогрессив-рок групп 70-х - Genesis "Supper's Ready" и "The Lamb Lies Down On Broadway", Jethro Tull "Thick As A Brick" и "A Passion Play", Yes "Tales Of The Topographic Oceans", The Who "Tommy" или рок-оперы, например, "Иисус Христос - суперзвезда". Такие произведения очень не легко написать. К тому же, у меня никогда не было достаточно яркой идеи, чтобы построить вокруг нее концепцию. Еще одна причина в том, что сейчас на металлической сцене появляется очень много концептуальных альбомов, потому что это модно. Среди них есть и довольно хорошие, но большинство молодых групп сочиняют очень примитивные истории о борьбе добра со злом, драконах и принцах, что очень скучно. Как я тебе уже говорил, за свою жизнь я прочитал очень много героически-фэнтезийных книг, и я знаю, что для написания концептуального альбома мне нужна очень яркая идея. В противном случае, я лучше буду придерживаться традиционного песенного формата, который мне очень нравится.

В буклетах каждого из ваших альбомов есть огромный список композиторов, которые вас вдохновляют, но среди них ни разу не встречалось ни одного русского имени. Тебе нравится русская классическая музыка?

Да, конечно! Рахманинов, например, просто великолепен! Но в этих списках мы указываем только тех, кто на нас действительно повлиял, а иначе нам потребуется не меньше 50 страниц, ведь на свете очень много отличной музыки и невероятных музыкантов. Что же касается русской классической музыки, то у вас очень древние и сильные музыкальные традиции, и я уверен, что они сохранятся еще много лет.


Выражаем благодарность Елене Уфимцевой (Art Music Group) за организацию этого интервью.

Роман "Maniac" Патрашов
10 сен 2004
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом