ЧЕРНЫЙ КОФЕ : На прошлое не оглядываюсь


В 1987 году эта группа, возглавляемая Дмитрием Варшавским, выпускает первую в СССР «тяжелую» пластинку «Переступи Порог» и становится в авангарде российского металла. Диск «Вольному – Воля» усиливает их статус. Потом наступают нелегкие годы скитаний по Америке и громкое возвращение на Родину, за которым следуют пять лет интенсивной гастрольной деятельности. Все это время идет работа над новым материалом, который, в конечном счете, формируется в альбом «Они Бесы», выпущенный в этом году. И вот, 8 октября, Дмитрий Варшавский в СДК МАИ представляет свой новый диск, после чего нам представилась возможность задать ему несколько вопросов…

Какие впечатления у Вас остались о концерте-презентации нового альбома?

Отличный концерт, давно уже мы не выступали в Москве на большой площадке. Не было повода. Сейчас повод появился - вышел альбом, и оказалось, что очень многие люди ждали этого выступления с 1999 года. Тогда, я только вернулся из поездки по Америке, состоялось большое выступление в концертном зале "Меридиан". После этого начались гастроли по России, и за пять лет во многих городах мы уже побывали по 2-3 раза. И вот большой концерт в Москве. Хотя принимают нас очень тепло везде, Москва - мой родной город, и в зале мои земляки, потому реакция публики еще сильнее.

А как Вы подбираете свою концертную программу?

Таким образом, чтобы зрители услышали свои любимые песни изо всех альбомов, которых девять. Если из каждого альбома взять только по две песни, то уже получается двухчасовой концерт. Естественно, что нет такого строгого критерия, что по две песни с диска. Из каких-то альбомов по одной песне, но вот из "Переступи Порог" я никак не могу двумя песнями ограничиться, поэтому играю 4-5, из "Вольному - Воля" - 2-3. А сейчас прибавились песни из нового альбома.

В буклете нового альбома "Они Бесы" сказано, что при записи не использовались компьютеры и синтезаторы, но я так понимаю, что это не принципиальная позиция?

Это просто информация, что этот альбом именно так записан. Очень многие интересуются, как была сделана запись, и эта пометка позволяет понять, как происходил процесс записи в студии.

Расскажите об оформлении нового диска и диска "Белый Ветер" (2002). Мне кажется, что они выделяются из остальных работ по оформлению.

Это и хорошо, что они выделяются. Обложку "Белого Ветра" делал Владимир Волегов, который, кстати, оформлял и диск "Golden Lady" (1991). А если говорить про новый альбом, то его делал Виктор Дербенев, до этого он работал над серией "Энциклопедия Российского Рока". Поэтому и в том, и другом случае люди мне были знакомы. Это очень яркие художники, они находят особый подход, который, естественно вызывает такую разную реакцию. Кто-то этого не принимает, а кому-то это, наоборот, очень нравится. Это совершенно нормально.

Насколько я знаю, альбом вышел в двух вариантах. В чем разница между ними?

Более дорогое издание - с буклетом, в картонной коробке, а на самом диске еще и видеоклип на песню "Церквушки". А другой вариант - без буклета и видео.

Как Вы думаете, в чем отличие альбомов Черного Кофе образца 1987 года и образца 2004 года?

Это хороший вопрос и правильное сравнение, потому что эти альбомы были записаны очень похоже - в похожих условиях, в похожих студиях, с похожим подходом к записи. И тот, и другой альбом писались "живьем" и потом накладывался только вокал. И в том, и в другом случае были звукорежиссеры "классической" закалки, с большим опытом работы, которые старались на записи отобразить реальное звучание голоса и инструментов. Мне не нужно, чтобы звукорежиссер что-то делал со звуком моей гитары, потому что она из моих усилителей и колонок звучит именно так, как надо, достаточно только микрофон поставить правильно. Еще одно сходство в том, что новый альбом, как и "Переступи Порог", готовился мною в течение нескольких лет. Эти два альбома как братья, "Они Бесы" - старший брат, хотя он и моложе...

Есть мнение, что связь с сатанизмом, явная или завуалированная, присутствует у многих рок-групп, что они, собственно и не скрывают. Как Вы считаете, увлечение подобной музыкой безобидно или губительно для человеческой души?

Я только за свою музыку отвечаю. А вообще, конечно, очень опасно этим увлекаться, потому что мало ли какая информация может быть заложена в альбоме и может осесть в подсознании. В голову могут проникнуть чьи-то чужие, грязные мысли, которые начинают там жить своей жизнью, это опасно. Мой альбом безопасен для человека.

Расскажите, как снимался клип "Церквушки". Нет ли у Вас планов выпустить DVD?

Съемка состоялась 31.05.04 в городе Королёв, на видео был записан весь концерт, и этот материал был использован в клипе "Церквушки". А весь концерт может быть смонтирован, когда возникнет предложение от какого-нибудь лейбла выпустить DVD.

А не было ли желания выпустить сборник с нотами или с гитарными табулатурами композиций Черного Кофе?

У меня вышла такая книжечка года два или три назад. Она есть везде, во всех магазинах.

Расскажите о Вашем сотрудничестве с Павлом Смеяном. Какой у него статус в группе?

Павел является генеральным продюсером последнего альбома, он также принимал участие в записи диска "Белый Ветер", на котором две песни на его стихи. И на "Они Бесы" два его стихотворения.

Я слышал, что Вы принимали участие в записи рок-оперы Павла Смеяна "Слово и Дело". Она вышла на CD?

Нет, она пока не вышла. Музыка уже давно записана, но сейчас Павел записывает речевые вкрапления, потому что получилось слишком много музыки, которую надо связать в действие. Так что работа идет. Это все звучит так оригинально и ни на что не похоже, да еще и в жанре рока. Проскурин гениально записал свои партии, раскрылись в совсем новом ключе и Раков, и Певцов, и другие.

Снова вернемся к альбому. На его обложке, кроме названия Черный Кофе есть отдельно Ваше имя. Черный Кофе - это Дмитрий Варшавский? Принимают ли участие в написании нового материала остальные участники группы?

Никакого и никогда не принимали. Я не занимаюсь коллективным творчеством.

А как Вы познакомились с Анатолием Абрамовым и Юрием Махиным?

С Анатолием я уже давно знаком, он работает в театре Ленком с начала 70-х годов, а с 1998 года мы начали с ним вместе играть. На бас несколько раз пробовали брать Федю Васильева, но, к сожалению, с ним ничего не получилось - просто потратили время, он работал в концертах, но в новый материал так и не вошел. А два года назад появился Юрий Махин. С ним работа пошла намного живее, потому что он очень опытный музыкант. В трио вообще очень сложно играть, поэтому, в зависимости от того, как играют музыканты, полностью меняется характер звучания. А Юрий Махин, благодаря своему опыту, привнес такой "выдержанный" низкий звук, как хорошо выдержанное вино.

Юрий Махин работает в качестве сессионного музыканта?

Он и есть сессионный музыкант, но это совершенно не принципиально. На деле это не имеет никакого значения. Главное то, как он играет, как идет работа. Когда в трио не было "крепкого" басиста, мне приходилось брать клавишника или второго гитариста. А что делать, если басист не справляется? В классическом составе Черного Кофе, когда на басу играл Федор, было достаточно одной бас-гитары, а без него состав приходилось увеличивать. А с Махиным опять сложилось как раз то самое трио, которое звучит!

А с кем из участников старого состава Вы поддерживаете связь?

С Сергеем Черняковым (участвовал в записи альбома "Переступи Порог" - прим. авт.), в Брянске мы совсем недавно работали, и он играл с нами. Сейчас он в форме, мы скоро снова в Брянск едем, возможно, опять будет с нами играть. С Сергеем Мавриным встречался на днях в его радиопередаче "Железный Занавес". С Федором Васильевым, который проработал со мной очень долгое время. Андрея Шатуновскго часто вижу в работе с другими группами.

Есть несколько противоположных мнений по поводу стихов песен Черного Кофе. Если абстрагироваться от Вашего статуса в группе, то чьи стихи Вам больше нравятся: Шаганова, Анечкина или Варшавского?

Хороших стихов много не напишешь. Писать как ремесленник я не могу, а так как формировались альбомы, и не хватало материала, то в 1985 году появился Александр Шаганов. Позже, когда я работал в Америке, был Матвей Анечкин, но не все его стихи приняты поклонниками Черного Кофе. В альбоме "Они Бесы" я уделил этому должное внимание, большинство стихов на нем мои, также как и на альбоме "Светлый Металл".

На вопрос о том, что Вы сами слушаете, Вы говорите, что предпочитаете рок в первоисточнике. А что кроме него?

Много есть хорошей музыки. Хорошей вокальной музыки. Певцов хороших слушаю, не важно даже в каком жанре они работают. Хорошее пение - это всегда хорошее пение. Я имею в виду, конечно, тяжелый рок или классическую музыку.

Раз уж мы заговорили про певцов, то Ваш голос иногда сравнивают с голосами вокалистов AC/DC или Nazareth. А кто же в действительности оказал на Вас наибольшее влияние?

Отдельно вряд ли кто-то оказал на меня влияние. Есть школа пения, которая называется бельканто, и все настоящие певцы поют только так. Владея этой техникой, можно пользоваться голосом как угодно, это дело вкуса. Все певцы бельканто на меня как-то повлияли. Это особый случай, когда певец владеет этой техникой, в мире таких всегда были единицы. Сейчас они заметны в основном в тяжелой музыке.

Как Вы оцениваете состояние тяжелой музыки в России? Это упадок?

Ну, да, потому что опять-таки, нет школы пения, хотя она зачастую не помогает. И нет школы гитарной игры. А без этого нет настоящей рок-музыки. Тут все дело в индивидуальностях. Если появляется хороший гитарист или певец, то вокруг него обязательно формируется группа.

На Вашем сайте выложено много mp3-файлов с прошлых альбомов. Как Вы относитесь к нелегальному распространению музыки через Интернет, и какую роль в Вашей жизни играет Интернет?

Интернет - это, конечно, хорошая вещь. Я познакомился с Интернетом очень давно, где-то в 1996 году, и некоторое время находился под его влиянием. Сейчас я им практически не пользуюсь. По поводу mp3-файлов я могу сказать, что их качество совершенно не соответствует тому, что закладывалось в музыку при ее записи. Мои поклонники не слушают mp3-файлы Черного Кофе. Вряд ли человек, который ходит на мои концерты, будет слушать нашу группу в формате mp3. Зачем? Я делаю записи высокого качества, а кто-то будет слушать их в сжатом ущербном виде mp3, разве что в ознакомительных целях.

А кроме основной работы в группе, Вы чем-нибудь еще занимаетесь? Может, продюсированием?

Нет, я этим не занимаюсь. У меня в группе очень много работы.

Как Вы боретесь с ленью, если она Вас посещает?

Я с ней не борюсь, и она со мною тоже. Если с ней бороться, то она будет ответные меры какие-то принимать. А если не бороться, то и лень не будет сильно налегать. Поэтому когда нужно что-то сделать, она мне не мешает.

Откуда появилось название Черный Кофе?

Я придумал это название, как хорошо звучащее словосочетание. В те годы оно имело совсем другой оттенок, потому что кофе тогда был дефицитом. Продавался он где-нибудь на Новом Арбате, и чтобы его купить, нужно было в очередь записываться. Такого не было, чтобы везде пили кофе, все пили чай ...

В 2002 году на CD был издан альбом "Приди и все возьми", записанный еще в 1984 году, но в официальной дискографии Черный Кофе его нет.

Все записи начала 80-х, до того, как появились пластинки группы, были на бобинах и кассетах МК-60. "Альбомы" компоновались распространителями таким образом, чтобы на одну сторону в 30 минут вмещался альбом, а на другую сторону альбом другой группы. В 2002 году лейблом было найдено порядка 20 песен, записанных на кассетах, и меня попросили выбрать композиции 1984 года. Там было только 10 песен, которые относились к 1984 году, и сама компания выпустила этот альбом без моего участия. Начиная с 1981 до 1986 года, я делал записи, и какие-то из них более или менее успешно распространялись. А название "Приди и все возьми" появилось уже гораздо позже, уже после того, как у нас вышли первые пластинки. Меня спрашивали, какие у Вас были ранние альбомы, и я вспомнил, что одна из версий магнитоальбома начиналась с песни "Приди и все возьми". Кто-то зацепился за это название, и пошла культивация, что вот был альбом 1984 года с названием "Приди и все возьми". На самом деле сначала было 6-7 песен на 30 минут под названием ЧК'84. До 1987 года бесполезно говорить о каких-то альбомах, потому что те, кто распространяли записи на кассетах, компоновали их как угодно. Иногда там даже не мои песни попадались. А случалось, что мои песни выходили под названием других групп. Продавались катушки, на которых не писались названия песен, а только заголовок "Новые Хиты ЧК" - стоила такая запись 3 рубля. В 1987 году вышла официальная виниловая пластинка "Переступи Порог" на "Мелодии". Её тоже можно считать условной, потому что из альбома состоящего из 12-ти песен, на диск попало только восемь. В 2003 году я переиздал "Переступи Порог" в оригинальном виде, на котором все 12 вещей.

А альбом "Сладкий Ангел" - тоже сборник начала 80-х?

Это та же самая история, когда альбомом называли какую-то компиляцию. В конце концов, никакие песни не потерялись, все они позже вышли на пластинках, поэтому нет смысла отыскивать сведения о каких-то якобы альбомах, все это очень субъективно. Кому как записали в свое время, тот так и помнит. В 2000 году я выпустил альбом "Светлый Металл", в который вошли самые яркие и хорошо сохранившиеся записи 1984-1986 годов.

Расскажите о своей гитаре, которую Вы сами сделали в начале 80-х.

Тогда у нас не было возможно иметь хорошие инструменты, поэтому я и собрал конструкцию, которая была сделана из рейсшин, которые продавались в магазинах для чертежников. Из них делался сквозной гриф, они склеивались, плюс две половины чертежной доски, это и была основа гитары. На этом инструменте записаны очень многие песни до 1986 года.

А где она сейчас?

Она в какой-то группе, живет своей жизнью. Ее перекрасили, и кто-то на ней играет. Но это и хорошо, потому что у меня бы она рассохлась, так как на инструменте нужно играть, иначе он приходит в негодность.

В свое время Вы выпустили кавер на композицию Beatles "Come Together". Почему возникло желание записать именно эту песню?

Продюсером альбома "Пьяная Луна" был Матвей Анечкин, поэтому появилась такая песня немного "нечернокофейного" вкуса. Анечкин был автором проекта Круиз, у которого было поп-роковое направление, что уже говорит о его вкусе. Мы с ним работали в 1995-1996 годах. У него, как у продюсера, было такое видение альбома - вот и записали такой альбом.

А что Вы можете сказать про композиции на музыку Led Zeppelin?

"Растоптанный ногами" мы делали еще с Матвеем Анечкиным. После "Come Together" я сказал, что раз дошло дело до каверов, то давай сделаем кавер на Led Zeppelin. Так и появилась композиция "Растоптанный ногами". А что касается песни "Сверхпланрок" ("Rock'N'Roll" с альбома "Led Zeppelin IV"), то это давнишняя обработка Павла Смеяна. Павел - первый в нашей стране вокалист тяжелого рока. В 70-х годах существовала группа Виктория, играющая тяжелый рок, и он там пел. Текст этой песни как раз из тех времен. Я эту песню любил и в оригинале и в русскоязычном варианте, и записал ее на "Белом Ветре".

В настоящее время не возникает желания сделать какой-нибудь кавер?

Нет. Все увлечения каверами пошли от Анечкина, который хотел показать, что раз мы в Америке, то можем играть на мировом уровне. На самом деле мне это не очень интересно.

А приходилось ли Вам слышать музыку Черного Кофе в исполнении других групп?

Таких групп я знаю очень много, они есть во многих городах. Иногда они дают мне о себе знать.

Было ли в истории группы такое выступление, которое оказалось для Вас незабываемым или каким-то знаковым?

Нет, я бы не стал их как-то делить, потому что все выступления важны. Одни выдаются хорошо, другие еще лучше.

Вы работали в советское время, потом в США, потом в новой России. Какой период Вашего творчества Вам наиболее ближе или роднее?

Конечно тот, который сейчас, в прошлое я не оглядываюсь. Настоящее - это и есть наша жизнь.

Ну и напоследок, есть ли такой вопрос, на который Вам бы хотелось ответить, но он не был задан?

Наверное, нет. Часто я даю интервью по нескольку раз в день, это случается, когда мы выезжаем на гастроли. Как правило, в каждом городе, куда мы приезжаем, я иду на радио и на телевидение, плюс интервью газетам, журналам. Каждое интервью по-своему уникально, хотя зачастую вопросы повторяются, но заданные по-разному, они раскрывают разные нюансы. По многим вопросам я мог бы написать книгу, но все, что я хочу сказать, я вкладываю в свои песни.


Вопросы задавал Paul
Фотографии взяты с официального сайта группы
18 окт 2004
Реклама на DARKSIDE.ru Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2025 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом