Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register




Интервью
Interview
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Far From Mind



Теория и практика относительности



Prologue
Мы частенько общаемся с командами из самых разных уголков света (на моей памяти, в частности, интервью с группами из Бразилии и Тайваня), но о российской сцене, если не считать московскую, практически не пишем. А ведь и в наших краях создается масса интересной музыки, которая, к сожалению, имеет не так много шансов дойти до слушателя. Один из таких очень интересных коллективов – Far From Mind из Краснодара, который за почти десять лет своего существования успел поиграть музыку в диапазоне от шумовой психоделики до экстремальных форм металла. Все это время Far From Mind представлял собой проект одного человека, который называет себя Dirty Scoundrel (Негодяй) и который, помимо игры в Far From Mind и еще нескольких коллективах, успевает содержать рок-магазин, издавать newsletter и заправлять собственным лейблом MusicMind. В этом году проект претерпел серьезные изменения – в состав Far From Mind на постоянной основе вошли вокалист Tim и басист Leo, а его новый музыкальный курс можно описать разве что очень размытым словосочетанием gothic/psychedelic/dark/rock. Первое представление о том, как это звучит, дает двухпесенный промо-сингл “Ecce Homo”, а вскоре будет завершена работа и над полноформатным альбомом под таким же названием. Однако мы решили не дожидаться выхода диска, а побыстрее связаться с Негодяем и Tim’ом и расспросить их о том, как им удается создавать столь необычную музыку.
Far From Mind
Давайте начнем с достаточно тривиального вопроса: как и почему Far From Mind превратились из проекта Негодяя в группу из трех человек? Такие перемены достаточно неожиданны, ведь в интервью, посвященных Far From Mind, всегда подчеркивалось, что это очень личный проект… Как теперь будут распределяться роли в проекте? Вы планируете совместно работать над музыкой и текстами, или же поделите между собой «сферы влияния»? Как будут распределяться вокальные партии, ведь в группе два вокалиста?

Dirty: Так он и остается личным. Просто не всегда и не все самому можно сделать здорово. Я давно уже думаю о том, что было бы намного круче иметь под рукой полтора десятка профессиональных музыкантов, которые будут фигачить все по нотам, которые я буду писать. Также клево было бы работать в нормальной студии с нормальными операторами-звукорежиссерами, то есть попросту отгородиться от всей работы, которая больше напрягает, чем доставляет удовольствие. Tim появился в проекте, когда я решил, что музыка Far From Mind обязана содержать текстовое наполнение. В 1999 году то есть. Причем я сейчас совсем не помню, в чем там была суть, и как все произошло (это, наверное, для меня было не очень важно, потому я напрочь все позабыл), но решающим фактором было то, что Tim владеет английским на совершенно недоступном мне уровне, а тексты просто обязаны были быть на английском. По-моему, в музыку проекта он тогда совсем не втыкал. Короче говоря, я тогда тексты написал сам на русском, а он их перевел. Так или примерно так мы и работали все эти годы, а потому он был как бы «приглашенной звездой». Для альбома “Ecce Homo” он написал тексты сам, я только корректировал что-то, а больше занимался вырабатыванием, если можно так выразиться, генеральной линии. В общем, стало очевидно, что отдача Tim’а соответствует отдаче штатного сотрудника проекта, и он тут же был произведен в соответствующий ранг. Leo появился в проекте как следствие того, что мы решили выйти на сцену, а в этом деле без третьего человека просто никак. Его функции крайне просты – выйти на сцену и сыграть партии баса. В студии по-прежнему это делаю я сам. В общем, понятно, думаю, никаким равноправием у нас и не пахнет. (Смеется). Музыку однозначно буду писать только я – кроме случаев, когда мы будем играть чужие композиции. Тексты будем писать как карта ляжет, где-то я, где-то Tim, впрочем, воплощение их в виде слов, набранных латинскими буквами – это уже не ко мне, как Вы догадались. Вот только я бы не стал в отношении нас употреблять громких слов типа «вокалисты». Так, делаем что-то глоткой. Фишка ведь не в том, что есть два вокалиста, каждый с амбициями. Мы не гребаная рок-группа, у нас с этим все зашибись. Мы будем использовать тот голос и столько, сколько это будет необходимо в каждом конкретном произведении. Сейчас это все невозможно предсказать. На “Ecce Homo” моего голоса почти совсем не будет, а вот что и как будет на новых записях – это я понятия не имею…

Tim: Совершенно верно, дело тут не в амбициях. Никто не «тянет на себя одеяло» - но и не перекладывает свою работу на другого. Для нас вокальные партии во многом аналогичны инструментальному звукоряду – с тем лишь исключением, что последний несет в себе несколько менее прямолинейное послание. Повторюсь: для нас и слова, и музыка суть неотъемлемые части одного целого, это как кусочки мозаики, складывающиеся в единую картину. Все тексты (кроме, как ни странно, титульного “Ecce Homo”) были написаны специально для этого альбома, и я с трудом могу их себе представить вне этого контекста. Разница лишь в том, что музыка создает общую атмосферу - психологическую, эмоциональную - а в текстах мы уже напрямую апеллируем к слушателю, ставим перед ним вопросы, которые он сам себе по какой-то причине до сих пор так и не удосужился задать. Или уже удосужился – тогда он найдет в наших текстах подтверждение своих мыслей. Или, наоборот, опровержение… Главное, чтобы этот человек владел английским и немецким – ведь лирики на русском у нас никогда не будет. Это точно. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, что сфера применения русского языка в альтернативной музыке достаточно ограничена. И мы со своим проектом в эту сферу никоим образом не попадаем.

Dirty: Относительно «никто не перекладывает свою работу на другого» - можно и спорить, конечно, но не в этом дело. Меня, с одной стороны, очень беспокоит, что голос Тима нравится далеко не всем. Я, честно, не могу понять, в чем тут дело. Впрочем, недавно, мне кажется, я ухватил ниточку: дело в том, что люди привыкли слышать в музыке нормальное пение. С нотами. Но в Far From Mind голос не есть нотный инструмент, мы по мере сил этого избегаем. Мы используем голос в чистом, естественном его виде, «чтец-декламатор» - самое правильное определение должности человека, который у нас произносит слова. Ибо, собственно, произнесение этих самых слов и есть главное, ноты играют все остальные инструменты, там достаточно музыки, больше, мне кажется, не нужно. Да, помимо этого важно, чтобы голос произносил эти тексты ПРАВИЛЬНО, с нужными интонациями, эмоциями, паузами и так далее. Мы работаем над этим в студии часами, то есть здесь все зачастую очень непросто, как бы это ни звучало в музыке незатейливо… Я очень удивляюсь, когда мне говорят, что музыка Far From Mind немелодична. Как раз такую музыку я и считаю мелодичной в высшем понимании этого термина. То есть, думаю, именно в этом проблема – не поющий «вокалист». Но это наш способ донесения своих мыслей, это наш, извиняюсь, творческий путь, так что мы, думаю, будем продолжать в том же духе. (Смеется).

Вопрос к Tim’у. Вы участвуете в записях Far From Mind уже несколько лет. Как Вы познакомились с Негодяем и как впервые оказались вовлечены в Far From Mind? В каких еще группах Вас можно услышать?

Tim: Как познакомились? Да очень просто. Негодяй, правда, сейчас уже вряд ли помнит, а я вот не забыл. (Смеется). В общем, наши пути пересеклись в магазине «У Негодяя». Впрочем, познакомиться довелось не сразу. Долгое время между нами не было никакого контакта, я мог внимательно изучать диски и кассеты, не проронив ни слова (наверное, и говорить-то было не о чем) - Негодяй, разумеется, при этом своими делами занимался. Потом я разворачивался и уходил, а Негодяй, наверное, долго еще недоумевал по поводу таких странных визитов. А потом я как-то раз занес в магазин пластинку, которую незадолго до этого брал послушать, - кажется, это был Dismal Euphony “Autumn Leaves” (один из любимейших Негодяйских альбомов всех времен и народов). В общем, я вернул пластинку, Негодяй спросил, понравилась ли она мне, я сказал, что у меня еще не сложилось определенное мнение, Негодяй принялся громко возмущаться по поводу столь вопиющего отсутствия элементарного музыкального вкуса. (Смеется). Так и познакомились. Что же касается других проектов… Иногда я пишу стихи просто так, для себя. Эти тексты не предназначаются для Far From Mind и не могут быть использованы в нашем проекте. В принципе, я практически смирился с тем, что их никто и никогда не услышит и не прочитает. Но совсем недавно выяснилось, что один мой хороший знакомый (известный краснодарский музыкант) написал музыку на целый альбом и теперь ищет текстовика, который помог бы ему дополнить все эти многочисленные инструментальные композиции соответствующими текстами. Мы с этим человеком всегда понимали друг друга чуть ли не с полуслова, у нас с ним довольно схожие взгляды на жизнь, поэтому я надеюсь, что плодом наших усилий станет запись полноценного альбома. Это будет что-то вроде современной инкарнации стиля doom metal с заметным влиянием Tiamat и Edge of Sanity. Странно: я писал все эти тексты на протяжении почти четырех лет, и сейчас они вдруг сложились в концептуальную историю о человеческих рефлексиях, чувствах, ощущениях… Сам не ожидал. Пока альбом не записан, я предпочту не вдаваться в детали и не называть имен, хорошо? В любом случае, это будет чисто студийный проект. Я также задействован еще в одной группе, мы играем death metal, но об этом я пока тоже не хочу распространяться. Впрочем, рано или поздно мы обязательно избавимся от этой завесы таинственности, обещаю.

Новый материал, представленный на “Ecce Homo single”, практически не имеет аналогов и с трудом поддается классификации. Насколько важна для вас оригинальность создаваемой музыки? Вы специально стремитесь сочетать несочетаемое и быть непохожими на других, или же это «побочный эффект» ничем не ограниченного процесса самовыражения?

Dirty: Скорее всего как раз последнее. То, что Вы считаете наш новый материал ни на что непохожим – высшая для нас похвала. Для нас очень важно иметь свое собственное лицо. То есть, получается странно: мы вроде как не стремимся смешивать несмешиваемое и СПЕЦИАЛЬНО быть непохожими на кого-то еще, но в то же время для нас важно быть именно ни на кого непохожими. О, как… В любом случае, мы делаем все так, как хочется нам самим, почти совсем без оглядки на то, как и кто это будет слушать. Может, именно поэтому Far From Mind до сих пор находится в той стадии своей, если можно так выразиться, популярности, что мы совершенно не заботимся о слушателе. Наша позиция такова: если слушатель не втыкает – это его проблема. Мы не няньки, чтобы всем все разжевывать. Нет своих зубов – обратитесь к продуктам, раскручиваемым масс-медиа, там уже ничего жевать не надо, все давно перетерто в удобную кашицу. Я понимаю, такая позиция не очень продуктивна с точки зрения бизнеса. Но из опыта общения с массой относительно популярных коллективов (таковую возможность, в смысле, общаться с ними, предоставляет мне работа в группе Элегия, хотя я там колбашусь вовсе не из-за этого) я вынес такое наблюдение: они все очень зависимы от тех, кто ходит на их концерты, для них очень важно соответствовать тому, чего ждет от них публика, они реально боятся не оправдать надежды своих фэнов! Извините, но это не наш путь: хвост не должен вилять собакой.

Tim: Негодяй почему-то забыл упомянуть самое главное: “Ecce Homo” изначально задумывался как самый что ни есть трендовый альбом, а в результате что вышло? Эклектика и полная индетерминируемость музыкального материала. Как всегда, в общем. Ну не получается у нас делать трендовую, одномерную музыку, легко поддающуюся классификации… Не получается, хоть клин на голове теши! (Смеется).

На ваш взгляд, что больше влияет на музыку Far From Mind – внешние факторы (фильмы, книги
Far From Mind
, диски и т.д.) или же внутренние переживания? Можно ли сказать, что эволюция Far From Mind показывает, насколько за это время Негодяй изменился как личность?


Dirty: Ну, вот так все и получается: книги и пластинки (наверное, в моем случае фактор «кино» не работает, как серьезный жанр оно меня почти не интересует, только как развлечение, за редким исключением) как раз стимулирует те самые переживания, те самые изменения личности и так далее. Конечно, музыка Far From Mind – это и есть слепок с личности Негодяя. Я, правда, очень мало обо всем этом думаю и редко знаю, что и как у меня будет получаться… Но, правильно, решающие стимуляторы – это литература и посторонняя музыка.

Tim: А тексты – это слепок с личности Tim’а… Впрочем, для Far From Mind я, как правило, пишу достаточно жесткую лирику. Негодяй все равно не позволит мне становиться слишком уж сентиментальным. Да я и сам в последнее время стараюсь сторониться лишних сентиментов: хочется чего-то более конструктивного, созидательного. Хватит сопли распускать, пора делом заняться. Хотя я и понимаю, что нам не удастся изменить мир к лучшему… Но ведь попытаться-то можно? Это, если хотите, наша гражданская позиция. (Смеется).

Вопрос Негодяю. Как Вам удается совмещать функции владельца магазина, автора newsletter, звукорежиссера и музыканта нескольких групп? Что Вы делаете, например, если в разгар работы в магазине вам вдруг приходит в голову идея новой песни?

Dirty: Хреново удается. Наверное, занимался бы чем-то одним – был бы уже мегазвездой. (Смеется). Опять же, не надо громких слов. Какой там звукорежиссер… Так, кручу ручки в свободное время в простенькой провинциальной студии, особо не напрягаясь. То есть я не занят там постоянно. И в магазине я не занят постоянно, выполняю какой-то объем работ, связанный с организацией его работы. Если все работает по уму, это особо много времени не занимает, только когда приходится выходить на подмену продавцов, это да… Newsletter – время ест, конечно, но это, опять же, в кайф. Труднее всего играть в нескольких группах. Но и с этим туда-сюда справляюсь. На самом деле я стараюсь жестко планировать свой день. Меня, кстати, очень раздражают неожиданные изменения в графике, ибо это, как правило, рушит всю выстроенную систему. Если во время работы приходит в голову какая-то идея для песни, то, как правило, она тут же и забывается. К сожалению, я не владею музыкальной грамотой и не могу записать придуманное в нотах на месте. А донести до рабочего места, как правило, никогда не удается. То есть, я пишу музыку только во вполне конкретной рабочей обстановке, с инструментом в руках и компьютером под боком…

Получается, что у вас в жизни все очень четко структурировано и спланировано, а в музыке – полное отсутствие каких-либо границ и отрицание правил, но при этом Вы говорите, что музыка Far From Mind – это слепок с личности Негодяя. Получается, что в Вас борются две противоположности – хаос и порядок? Или же они, наоборот, гармонично уживаются?

Dirty: Я противоположности как раз и не вижу. В моей музыке тоже все очень жестко на своих местах. Одно дело границы и правила – это да, с этим у меня проблемы. Но я не сказал бы, что у меня в записях имеет место беспорядок. Нифигашечки. Все жестко структурировано и спланировано…

Насколько я понял, помимо студийной работы, Far From Mind планируют и концертные выступления. Как вы собираетесь воспроизводить на сцене музыку Far From Mind силами всего трех людей? Вы будете использовать заранее записанные партии или же искать дополнительных музыкантов?

Dirty: Троих, думаю, хватит. То есть мы планируем работать так, как это делают многие электро-готические группы – а эта эстетика, как Вы понимаете, нам очень близка. В общем, все синтезаторы будут звучать с ноутбука или мини-диска – к сожалению, у нас нет возможности работать с синтезаторами в железе, как это делают настоящие артисты, не по карману нам ибо, – ну а гитара, бас и голоса – живые. Это еще одна из причин, по которой я летал в Москву на концерт Diary Of Dreams. Мне было очень интересно посмотреть, как у них все организовано. Впрочем, музыка их меня тоже очень сильно сейчас вдохновляет…

Вы сказали, что будете играть и чужие композиции. Если не секрет, что это будут за композиции? В принципе, много ли чужих песен, которые вам бы хотелось сыграть самим?

Dirty: Я не говорил, что мы собираемся играть какие-то конкретные чужие композиции. Ну, периодически что-то такое мы записываем. Последнее, что я сделал – это “Voice Of The Soul” Death. До этого делал что-то из Pink Floyd, Пола Маккартни и Celtic Frost. Пока ничего конкретного на будущее я не планирую, но это как раз ни о чем не говорит: мы в любой момент можем взяться и сделать кавер-версию, но что это будет за песня, и чьему перу она будет принадлежать – понятия не имею.

Для большого альбома “Ecce Homo” вы планируете перезаписать композицию “Timely Death” с одноименного альбома 2001 года. Почему именно ее? Она имеет для вас какое-то особое значение или же просто хорошо подходит под новое звучание Far From Mind?

Dirty: Опять же, и то, и другое. Она действительно имеет для нас большое значение, это раз. Второе – я прямо сразу услышал, как она здорово зазвучит в новой аранжировке, вместе с композициями с альбома “Ecce Homo”. Концепция-то, считай, одна и та же. То есть, реально, “Ecce Homo” – это продолжение “Timely Death”, равно как и “No Option”. Я открою еще один секрет: очень скоро, в этом году, в обращение поступит и еще один сегмент этого полотна, но об этом пока что больше ни слова не скажу, даже не пытайтесь спрашивать. Так вот, мало того, что сама по себе композиция “Timely Death” замечательно укладывается в концепцию “Ecce Homo”, она еще и образует вместе с двумя другими треками своеобразный триптих внутри альбома. В общем, все у нас тут перемешалось… Понимаете, мы делаем музыку и тексты о том, что нас реально волнует и беспокоит. А потому и получается, что у нас все так жестко концептуально. Это мы все не выдумали, не приняли осознанное решение, типа фигачить концептуальные мега-альбомы, оно у нас просто не выходит по-другому… Ежели бы мы были чуваками, сильно замороченными на кончике своего члена, наверное, делали бы что-то типа W.A.S.P. Если так разобраться, у них все тоже концептуально (смеется), про женстчин, в смысле… Нет, я помню, у них был хороший концептуальный альбом, “The Crimson Idol”, я его и сейчас даже могу послушать, хотя давным-давно от подобной музыки отошел. Но вся его концепция из пальца высосана. Проблематика-то там детская…

Tim: Все дело в том, что я еще в 2001 году предлагал Негодяю перемиксовать ее по-рокерски, с мощной ритм-секцией и тяжелыми риффами… Тогда эта моя инициатива потерпела фиаско. А теперь Негодяй считает, что из этой композиции вполне может получиться готик-роковый хит, - и о том, что подобные мысли посещали меня еще 4 года назад, сегодня никто уже не вспоминает. (Смеется).

Dirty: Хм… Справедливости ради, стоит отметить, что это, кажется, правда. Но я действительно напрочь об этом забыл. Tim заговорил об этом – и я сразу вспомнил, как сильно я ругался, когда Tim это неоднократно предлагал. Было такое…

Собираетесь ли вы играть какой-либо старый материал Far From Mind на концертах? И если да, то насколько он в концертом варианте будет отличаться от студийных оригиналов?

Dirty: Думаю, нет такого желания. Давайте попробуем представить: если музыка “Remind Me Later” (2003) еще хоть как-то будет звучать рядом с “Ecce Homo”, то трэки с “Mentalligence” (2002) – совсем другая опера. Опять же, в этих двух альбомах рулит акустическая гитара, там без нее никак. Ведь в чем фишак “Mentalligence” – это металл, где все время звучит акустическая гитара, почти постоянно! Так вот, это дополнительный инструмент, следовательно, дополнительный геморрой в виде еще одного участника проекта (которого, следует заметить, для начала еще нужно найти!), в котором, откровенно говоря, не так уж много смысла. К тому же, у нас и так достаточно материала, с которым можно показаться людям. Хронометраж “Ecce Homo” будет несколько даже сверх пятидесяти минут. Как человек, не первый год выходящий на сцену, замечу: любой нераскрученный проект находящийся на сцене дольше тридцати минут– это ничем не оправданный напряг для слушателя. Люди очень любят слушать на концертах тот материал, который им хорошо знаком, который они слышали по радио или на компакт-дисках. Только очень хорошая группа может с ничего зацепить слушателя, который не знаком с ее материалом. А мы не уверены в том, что мы хорошая группа. (Смеется). Кроме того, у нас не та музыка, мы не ожидаем на наших выступлениях танцев и рубилова, мы хотим, чтобы нас слушали. Наша музыка нацелена не на инстинкты, как в случае основной массы того, что можно увидеть на концертных площадках (и мы, боже упаси, не пытаемся это осуждать, мы готовы это принять, ибо, видимо, это людям нравится больше, значит, так и должно быть) а на интеллект, простите за такую смелость. Так что 40 минут на сцене для нас – это потолок, больше это не нужно ни нам, ни кому-либо еще. Играть сольные выступления по 2 часа мы не готовы хотя бы даже потому, что публика не готова эти 2 часа нас слушать…

А с кем вы планируете выступать? Есть ли в Краснодаре группы, которые хотя бы отдаленно близки к вашему стилю? Или же для вас не имеет особого значения, кто выступает следующим (предыдущим), и какая публика в зале?

Dirty: Опять же, какая разница, с кем выступать? Все равно нет какой-то тусовки, к которой мы могли бы принадлежать… Нет в Краснодаре похожих групп. Надо заметить, их вообще нигде нет… Играть хотелось бы первыми, пока люди еще хоть что-то способны слушать. (Смеется). А публика… Она не очень многим отличается в разных местах и на разных тусовках. Мы отдаем себе отчет в том, что вряд ли весь зал будет в восторге. Но нам это не особо интересно. Нам важно, чтобы хотя бы кто-то слушал. Поймите, мы не готовы сейчас собирать залы людей, которые придут слушать конкретно нас! То есть нет у нас столько слушателей и поклонников, особенно здесь, в Краснодаре. Мы никогда не занимались популяризацией своего творчества, что называется, по месту жительства. В общем, мы готовы играть (пока что) где уг
Far From Mind
одно и с кем угодно. Нужно начать с этого хотя бы ради того, чтобы через год на наши выступления ходили уже ради того, чтобы увидеть конкретно нас, а не кого-то еще.

Вы говорите, что вы находитесь сейчас в той стадии, когда Far From Mind не зависит от мнения слушателей. А сколько этих слушателей, на ваш взгляд, способны развиваться параллельно с Far From Mind, выдерживать тот темп, в котором от альбома к альбому меняется ваша музыка? И если на слушателя вы не ориентируетесь, то чье мнение о вашем творчестве, помимо вашего собственного, имеет для вас значение?

Dirty: Может, я неправильно выразился? Я не думаю, что (по крайней мере, в зрелом своем состоянии) этот проект хоть когда-нибудь зависел от мнения слушателей. Наверное, именно это я имел в виду. На самом деле мы нормальные мужики, и у нас, как у этих самых нормальных мужиков, до сих пор детство в жопе играет. Это женщины все очень серьезные, у них если карьера – то на всю катушку, если семья – то же самое. Мужчина, я уверен, должен отчасти оставаться ребенком, чтобы не быть… не знаю, кем не быть. Но кем-то не быть – однозначно. (Смеется). В общем, для творчества нужен и этот самый инфантилизм, в котором зачастую женщины обвиняют мужчин. Мы должны признать, что компьютерные игры – это почти всегда для мужчин, но и творчество – это тоже почти всегда мужчины. Хорошее, стоящее творчество от женщин – это такая огромная редкость. Нечто почти нереальное. Никакого шовинизма, это правда. Попробуйте вспомнить композиторов-классиков женщин, много наберется таких? Зато женщины могут эту самую классическую музыку потрясающе играть на различных инструментах. Так вот, для нас это, наверное, тоже такая игра. Игра в композиторов-певцов-гитаристов: чем она хуже других? Не надо быть очень серьезными, не надо верить в свою исключительность, при этом нужно верить в нее безоглядно, иначе ни хрена не выйдет. (Смеется). В общем, меньше громких слов, больше дела. Слушатель… Что такое наш слушатель? Чего они там, эти слушатели, способны? И какое нам до этого дело? Понимаете, игра, процесс ее, не становится от этого менее увлекательным, если слушатель не втыкает! Это как если режешься в очередной GTA и думаешь о том, как круто ты выглядишь со стороны. Глупо ведь? Для нас музыка, слава богу, не работа, мы хотим это делать не потому, что этого кто-то хочет от нас, а просто потому, что мы этого хотим. Нет слушателя, наверное, который «способен развиваться параллельно Far From Mind», потому что еще большой вопрос, развивается ли этот самый Far From Mind, и нужно ли слушателю развиваться вместе с ним. Нет ни одного человека, которому нравилась бы вся наша музыка, от и до. Есть наши друзья, которых мы очень любим, есть люди, мнение которых для нас важно и дорого, которые слушают все наши записи ПЕРВЫМИ, но даже они ничего не могут изменить, и никак (или почти никак) не могут на нас повлиять. Потому что нам важно лишь знать их мнение, но оно редко служит для нас руководством к действию. Мы готовы слушать объективную критику. И, если это в наших силах, мы пытаемся, следуя этим замечаниям, что-то сделать лучше. Вряд ли более. Есть еще люди, которые покупают все наши записи. Немного, но такие и правда есть. Мы по-своему любим и этих людей. И мы всегда рады отзывам, которые они нам присылают. Но не больше. Да, черт возьми, почти никто и почти никогда не говорит нам: «Чуваки, а давайте вы еще раз сделаете что-то, похожее на вот это вот». Да, точно, я вот сейчас подумал об этом… Видимо, наш слушатель, ежели он существует в природе, оставляет за нами это право, выбирать, в какую сторону идти. И это зашибись, это здорово, значит, не очень все напрасно. (Смеется).

Tim: Да уж… Согласно общепринятой точке зрения, мужчины представляют собой полигон, который матушка-природа выбрала для своих экспериментов. На нас обкатываются нововведения в поведенческих моделях и т.п. В то время как женщины выполняют сугубо консервативную функцию, тщательно оценивая результаты этих экспериментов, консервируя в себе наиболее удачные из них. Быть в авангарде одновременно и почетно, и рискованно: неудивительно, что слабый пол живет дольше нас. Как тут не стать шовинистом? Шутка, конечно. Помимо творческого начала, подразумевающего созидание, мужчинам также свойственна тяга к разрушению: именно на их совести лежит большинство войн и убийств. Впрочем, насилие в современном обществе перестает быть безоговорочной прерогативой мужчин. У нас в Краснодаре есть интересная death-metal формация L.I.G.O., заглавная песня с их нового альбома будет как раз об этом. Вообще, логично было бы предположить, что большинство слушателей Far From Mind также относится к сильному полу, да? С такими-то «темпами изменения музыки от альбома к альбому». (Смеется). Настоящие женщины, - с их консервативной функцией, - за всеми этими пертурбациями при всем желании не поспеют. Зато когда-нибудь в будущем, когда Far From Mind уже станет историей, наши очаровательные поклонницы основательно перешерстят творческое наследие группы, отберут все самое лучшее и… Потрясающе сыграют это на разных инструментах! На самом деле я бы все-таки позволил себе не согласиться с предложенной Вами формулировкой. «Изменение от альбома к альбому» подразумевает некий вектор развития, разве не так? В то время как у нас все обстоит совершенно по-другому. Куда более хаотично. Я, например, зачастую не знаю, предполагается ли на очередном альбоме Far From Mind наличие вокальных партий. (Смеется). При этом мне и в голову не придет задаваться вопросом о том, поспеваю ли я за ходом событий. У меня есть мотивация, поэтому мне приходится под этот ход событий подстраиваться, только и всего. Если у слушателей будет мотивация, они будут вникать в наше творчество. Если же нет … Впрочем, Негодяй на этом уже подробно останавливался. Эволюция Far From Mind – это, скорее, рост профессионализма, композиторского и исполнительского мастерства. Это новые идеи... Но вот использовать термин “развитие” я бы не стал: слишком ко многому он обязывает. А мы ведь сами не знаем, что будет представлять из себя Far From Mind на следующем альбоме…

Еще вопрос Негодяю. В одном из выпусков MusicMind Newsletter Вы пишете, что не считаете себя большим знатоком нойза. И тем не менее, в этом году Вы записали уже два шумовых релиза – “Need No Music” и “No Option”. С чем связано обращение Far From Mind к этой тематике? У вас всегда были элементы нойза, но нойз в чистом виде вы никогда ранее не играли…

Dirty: А мы и сейчас его не играем. (Смеется). Скорее всего, это такой шумовой (слегка) dark-ambient… Да нам и не интересно думать о том, что это за музыка, как там она называется. Просто такая вот она у нас получается. Давайте попробуем подумать… “Need No Music” я делал явно под впечатлением от работ Ulver. А вообще, в один момент мне просто показалось интересным выставить на улицу два микрофона из разных окон и послушать в наушниках, что же там происходит. Это, совершенно реально, был шок! Любой, кто попробует это сделать, я уверен, просто офигеет! Там такая детализация получается, столько всего, чего мы просто ухом никогда не фиксируем! Ой-ей-ей, слышно что угодно, и то, что за 300-400 метров, и то, что в двух шагах за стенкой. Под впечатлением от услышанного я и сделал эту работу. “No Option” – идея, фактически, Филиппа Волокитина, шефа шумового лейбла Monopolka. Он предложил мне принять участие в его проекте телефонных коллабораций 356-0-356, мы согласились, а “No Option” стал, если можно так выразиться, плодом наших непродолжительных отношений. За пару дней «до» Tim написал текст, а музыку вообще никто не писал, да и нет ее там. Мы просто за пару часов до мероприятия подключили гитары и микрофоны, а потом позвонил Фил, и мы начали «играть». Все это дело через телефонную линию транслировалось в Санкт-Петербург, где какие-то люди сидели и все это слушали, плюс Филипп все это дело записывал и сейчас выпустил тиражом в 100 копий CD-R с записанным материалом. Проект называется 356-0-356 with Far From Mind. Со своей стороны мы тоже все это записали, естественно, у нас и звучание намного правильней, без искажений, но тут как раз смысл был не в этом. То есть, одни и те же звуки будут в обращении в двух версиях: то, что записал Филипп и то, что мы записали сами. В общем, это у нас первый концертный альбом получился. (Смеется). Кстати, первые работы F.F.M. были значительно в большей степени шумом, чем упомянутые Вами… Хм, наверное, мы снарядим для Вас пакет со старыми нашими записями, просто ради того, чтобы Вы ужаснулись. (Смеется).

А что думаете по поводу тех старых альбомов Вы сами? И не возникает ли желания все заново пересвести, подчистить, что-нибудь переписать и т.д.?

Dirty: Опять же, какой в этом смысл, кому это нужно? Нам – ТОЧНО не нужно. Я думаю, что они смешные, вот что я думаю сегодня. Первый несмешной альбом Far From Mind – это “Timely Death”. И он никогда не станет смешным. В чем-то он реально круче всех, в чем-то я именно на этом альбоме достиг своего потолка. Хотя звучит он как раз достаточно смешно, но он слишком силен эмоционально. Переписать что-то… Пока совсем нет никакого желания. Опять же, мне проще написать новую хорошую музыку, чем сидеть и вспоминать, а точнее снимать по записям, старую. Я же записал альбом – партии забыл. “Ecce Homo” – первый альбом, который у меня записан весь от и до в виде нот, точнее, он у меня выполнен сначала в виде MIDI-файлов, а потом я уже вписывал вместо синтетических инструментов необходимые живые. Так что переписать что-то из старого – это такой страшный геморрой, что об этом просто нет никакого желания думать …

Tim: Мне из ранних вещей “Noisy Blood” до сих пор очень нравится. Думаю, ее можно смело поставить в один ряд с более поздними работами. Что же касается Вашего вопроса… В том, чтобы «подчистить» и «пересвести», действительно нет никакой необходимости. Эти композиции не предполагали дальнейшего к ним обращения в будущем. Во всяком случае, в том виде, в котором они были изначально написаны. Возврат к старому материалу имеет смысл лишь в случае глубокого перемикширования, когда исходный материал трансформируется до неузнаваемости. Но это требует времени. А его на работу с новыми вещами едва хватает…

Справедливым ли будет утверждение, что “Need No Music” – это ваш протест против огромного количества безликих альбомов, которыми переполнен сейчас рынок? Если же нет, то какова кон
Far From Mind
цепция этого релиза?


Dirty: Возможно, отчасти, это так. Но это слишком декларативно будет. Понимаете, если мы говорим, что «мы протестуем против безликих пластинок», то автоматом мы говорим, что «мы делаем офигенно нестандартную и не безликую музыку». А мы не так чтобы очень сильно в последнем уверены. То есть, нам очень нравится думать, что мы делаем классную и необычную музыку, но мы не можем говорить об этом как об истине. Мы очень мало знаем о своей музыке, мы слышим ее совсем не такой, какой слышат ее другие люди… Больше всего я хотел сказать этой музыкой то, что мы, наверное, очень многое не слышим не потому что не слышим, а потому, что слышать не хотим. Да, наверное, в этом весь посыл: люди, сядьте и послушайте мир вокруг! Вообще, я заметил, что такие интервью очень помогают автору осознать, а про что это все это, собсна, было. (Смеется).

Обе шумовые работы являются мини-альбомами. Планируется ли полноформатный альбом в этом стиле, или же вы считаете мини-альбом оптимальным форматом для такого рода творчества?

Dirty: Хм… У меня есть в коллекции пять трехдюймовых пластинок итальянского лейбла Amplexus, они мне очень нравятся. А еще есть два больших альбома Cisfinitum, и другие похожие полноформатные работы, которые мне тоже очень в кассу. В общем, нет у нас убеждения, что dark-ambient надо делать обязательно миньонами или обязательно большими альбомами. Наверное, то, что конкретно наши работы получились миньонами обусловлено тем, что мы в этой форме сказали все, что хотели. Лучше кратенько так изложить свою мысль в двадцати минутах звука, которые люди, возможно, будут слушать с удовольствием, чем записать на ту же тему 50 минут жвачки. Известная всем пословица – она не просто так. А вообще, да, получается так, что последние три года мы только и делаем, что записываем миньоны. “Ecce Homo” будет первым большим альбомом за три года, а это уже как у настоящих звезд. (Смеется). Я не могу сейчас сказать, будут ли у нас в принципе еще шумовые работы, тем более я не могу предвидеть, будет ли это миньон или большой альбом. Как получится… Сейчас меня намного больше волнует судьба совместного проекта со Злыми Куклами из Израиля, я потихоньку пишу для него музыку. dj dirty, готовит к записи второй (опять!) миньон. А для Far From Mind после “Ecce Homo” пока в принципе нет никаких идей.

“Need No Music” записан Негодяем единолично. А насколько нойз и саундскейпы интересны для остальных участников Far From Mind? Будут ли они принимать участие в дальнейшей работе Far From Mind в этом направлении, если, конечно, работа в этом направлении продолжится?

Dirty: Мне кажется, им больше нравится (если нравится) наблюдать эти мои телодвижения со стороны. Впрочем, что касается “No Option”, то Tim, надо отдать ему должное, чуть ли не настоял на своем участии в его воплощении. Также в его записи приняла участие Julia, еще один персонаж, помогавший мне записывать самые ранние работы Far From Mind. А как оно будет дальше – мы, честно, понятия не имеем… Это как раз то, о чем мы вначале беседы говорили: нас ничего не сдерживает, ничто и никто не диктует нам рамки, в которых мы должны работать и так далее. Мы делаем ровно то, что нам интересно сию минуту, фиксируем момент…

Tim: Если бы не Негодяй, я бы вряд ли приобщился к нойзовым делам. Правда, у меня есть один альбом Cyclotimia… Но все равно я соглашусь слушать noise и ambient лишь в том случае, если в них будет некое формообразующее начало, будь то мелодия или ритм… Музыка должна оставаться музыкой. Хотя сам я без особых проблем могу услышать музыку в стуке трамвайных колес. Или, скажем, в работе пресса по изготовлению крышечек для банок с детским питанием. (Смеется). Мне доводилось целый месяц работать в цехе мясокомбината, так что я знаю, о чем говорю.

Dirty: Е-мое, какие интересные подробности! А я и не знал про мясокомбинат! У меня всегда было ощущение, что Tim рожден для работы в офисах с кофейными автоматами. (Смеется).

Во многих ваших работах можно услышать треск иглы, скользящей по поверхности винила, например, он есть в начале альбома “Mentalligence”, а на “Need No Music” из него состоит целый трек. Вам импонирует звучание виниловых пластинок? Или же с ним связаны какие-то определенные ассоциации, воспоминания?

Dirty: Я вообще не понял, здесь кто на вопросы-то отвечает? (Смеется). В том смысле, что Вы, задавая вопрос, сами же на него зачастую отвечаете… Мне нравится звук виниловых пластинок, мне нравится не только сам звук виниловых пластинок, но и треск, которым их воспроизведение сопровождается. Об этом совершенно замечательно написал Мураками: в одной из его книг есть эпизод, где герой рассказывает о какой-то пластинке, которая была у него в детстве, и на ней была царапина, и в этом месте она сильно щелкала. И потом, через много лет, он не смог слушать компакт-диск с этой же записью только потому, что там не было этого щелчка! Это очень тонко подмечено. У меня были моменты, когда я покупал компакт-диск с музыкой, которую в детстве слушал на виниле, и удивлялся тому, что удовольствия от его прослушивания, считай, ноль. Например, Машина Времени. Очень люблю их альбом «Реки и Мосты», например, но слушать его на CD - просто извращение. В музыке Far From Mind я использую не только натуральный виниловый треск, но и треск, полученный при помощи каких-то синтезаторов, то есть в каждом конкретном случае я решаю, будет ли звучать живой треск винила или искусственный, типа статики или еще чего-то такого. Мне нравится треск как артефакт, не знаю, как еще объяснить… В общем, мне кажется, что так музыка становится немножко живее, хотя, может, это всего лишь самообман… А вообще, есть какая-то музыка, которую лучше слушать только на виниле, это в основном старые записи; современные, записанные в цифру, лучше, конечно, на компактах. А что-то и так и так будет звучать зашибись.

К сожалению, сайт MusicMind не обновлялся уже год, поэтому я очень плохо представляю себе, что сейчас происходит на лейбле MusicMind Production. Сколь активен лейбл в последнее время? Какие релизы вы планируете выпустить или недавно выпустили? И почему для издания “Need No Music” вы ищете другой лейбл?

Dirty: Сайт не обновлялся, это да. Но фишка в том, что скоро он заработает в новом дизайне и на новом адресе www.musicmind.ws. И тогда уже точно будет обновляться регулярно. А на народе сайт обновлять не хочется просто потому, что это перестало быть актуальным. Надоел он мне. (Смеется). MusicMind Records как производитель кассет закрыт, потихоньку продаем остатки и новых релизов не планируем. No Head Records, отделение, выпускающие CD-R’ы, работает и далее будет работать, возможно, мы даже будем наращивать объемы производства. Посмотрим, как пойдет дело с новым сайтом, если это принесет свои плоды – релизов будет больше. В этом году на No Head был выпущен – правда, тиражом всего в 13 копий – Far From Mind “Ecce Homo Single”. Планируется выпуск второго диска dj dirty, также я хочу, наконец, найти человека, который отдизайнит “Mentalligence” и “Remind Me Later”, тогда мы сделаем их, наконец, относительно доступными массам. Возможно, мы переиздадим в виде бокса старые записи Far From Mind. Выпускать кого-то еще кроме своих собственных проектов, если честно, желания особого нет: вся хорошая музыка, которая мне попадается, сейчас и так издается, а плохую штамповать не хочется. Newsletter, заметьте, выходит как никогда регулярно, пока, по крайней мере… Возможно, когда-нибудь я дорасту до выпуска профессиональных компакт-дисков, но сейчас я не готов сказать, когда это произойдет и произойдет ли вообще. Что касается выпуска “Need No Music” на другом лейбле – а почему бы и нет? Собственно, на CD-R он уже вышел на лейбле Heart Shaped Box, отделении Творческого Объединения Острога. Если получится выпустить его где-нибудь за рубежами – обязательно воспользуюсь такой возможностью…

А почему Вы решили закрыть MusicMind как производителя кассет, ведь Россия до сих пор во многом остается именно «кассетной страной»? И какая судьба ждет все те записи, которые у Вас выходили? Получается, что если кто-то через пару лет захочет купить, например, альбомы Gardens In Bloom, то у него уже не будет никакой возможности это сделать?

Dirty: Да в том-то и дело, что спрос на кассеты с каждым днем все меньше. Судя по продажам, это уже мертвый формат. Я не знаю, что сказать в отношении Gardens In Bloom. Посмотрим… Но продавать этот проект очень сложно. Как и любую другую не имеющую аналогов музыку.

Если можно, расскажите немного о том, что представляет собой проект dj dirty. Это альтер-эго Негодяя или нечто иное?

Dirty: dj dirty – это, как я сам называю, проект бесплатной псевдомузыки. Потому и без больших букв. Здесь я манипулирую чужой музыкой, примерно как это делают обычные ди-джеи. Все, что я буду делать в рамках dj dirty, никогда не будет продаваться. Скоро я запишу вторую работу, а потом очень короткую третью. Единственный мой проект, у которого так много запланировано вперед. (Смеется). Все это будет доступно через No Head Records абсолютно бесплатно для большинства желающих: я оставляю за собой право отказать некоторым персонам, не указывая на то причин.

Вопрос к Негодяю как к звукорежиссеру. Расскажите, кто и что повлияло на Ваше решение заняться звукорежиссурой. И как Вы самосовершенствовались в данной области – изучая западные источники (литературу, видео), «подсматривая» у коллег-звукорежиссеров или же в основном на своих ошибках?

Dirty: Блин, да сколько громких слов и смелых предположений… Туфта это все. На самом деле я не занимаюсь звукорежиссурой профессионально. Литературы на эту тему читаю мало, в виду природной лени и невысокого интереса, а вот на работу коллег-профессионалов смотреть люблю, пару раз, когда представлялась такая возможность, катался в Москву и наблюдал работу Михаила Спасского и Андрея Абакумова, звукорежиссеров, работавших с ансамблем Caprice. Думаю, кое-чему у них я научился, хотя… В общем, я действительно работаю как звукооператор и звукорежиссер, но очень немного, с небольшим кругом клиентов студии Free Wind. Я больше занимаюсь работой со звуком своих собственных проектов, чем с какими-то дру
Far From Mind
гими коллективами. Кроме того, от природы я не так чтобы наделен особыми способностями к подобным вещам, слух у меня не идеален. Зато у меня есть собственная, пусть и корявая, но стопроцентно узнаваемая концепция звука. И это хорошо, это мне нравится…

При прочтении MusicMind Newsletter у меня создалось впечатление, что звучание диска, который Вы слушаете и рецензируете, для Вас как минимум не менее важно, чем его содержание. Насколько справедливо это утверждение? Станете ли Вы слушать интересный музыкально альбом, но очень плохо записанный? И всегда ли Вы довольны звуком на собственных работах?

Dirty: Начну с конца: никогда почти не доволен звучанием своих работ на 100%. Разве что сиюминутно, то есть когда понимаю, что сию секунду этот уровень для меня – потолок. Это суровая действительность. Я хотел бы работать в хорошей студии с хорошими операторами и звукорежиссерами, выше я говорил об этом. Но пока что (пока что?) такой возможности нет и не предвидится. Я вот что хочу сказать: я заморачиваюсь на звучании пластинки не в плане качества, а в плане эстетики, разве я недостаточно четко об этом говорю в рецензиях? Понятное дело, когда присылают домашние поделки, это, как правило, ужасно и по качеству и по содержанию. Многие думают почему-то, что я такой жук, которому если диск не записан идеально, то он и понравиться не может. Бред. Почему-то все считают, что вокруг сплошные гении, а таким рецензентам-пидарасам (экскьюз май френч) как я лишь бы все обосрать, лишь бы надругаться над творческими людьми. Тем самым, видимо, превознеся себя любимого. Бред четырежды. Нету таких эмоций и предпосылок. Я потому и начал делать CD-приложение к ньюслеттеру, чтобы каждый мог убедиться в том, что я вовсе не голословен. А вообще мне много нравится плохо записанной музыки. Начиная с таких пластинок как Pink Floyd “Atom Heart Mother” и Black Sabbath “Master Of Reality”, звучащих ужасно даже в сравнении со своими современниками, и заканчивая, допустим, Burzum “Filosofem” и Aesma Daeva “The New Athens Ethos”, причем последний звучит намного хуже даже моих не особо блещущих качеством работ. Я говорю в рецензиях о качестве звучания и качестве исполнения тогда, когда на самом деле и сказать больше нечего, то есть когда музыка изначально пустая, а такой в любом случае как минимум 90% поступает. То есть, грубо говоря, надо же ХОТЬ О ЧЕМ-ТО писать, вот и приходится говорить о звучании. А вообще, повторюсь, если запись плохого или ужасного качества, но эстетична, и если музыка действительно хороша – она мне обязательно понравится.

Tim: Иногда, впрочем, посредственная запись звучит симптоматично. Как если бы музыкантам вдруг стало безразлично качество их звучания... Приведу конкретный пример: начиная с 1997 года, каждый последующий альбом Arcturus был слабее предыдущего. И звучал менее убедительно. Тенденция? Не знаю. Не могу сказать. Но что-то здесь все равно не так, по-моему. Причем «плохая» запись вовсе необязательно должна быть, скажем, грязной. Или шумной. Достаточно просто вызывать у слушателя ощущение чего-то аморфного, бесхребетного – такую запись не спасет ни кристальный звук, ни многокилометровый частотный диапазон. Как была мертвой – так мертвой и останется.

В том же MusicMind Newsletter я прочел о Вашей бурной реакции (смеется) на мою рецензию в журнале InRock, где я назвал Вас «культовым краснодарским музыкантом». А как Вы сами оцениваете свою роль на нашей музыкальной сцене?

Dirty: Никак не оцениваю. Мне неинтересно этим заниматься (смеется), оценкой в смысле… Блин, да и не ради каких-то оценок, статусов и так далее все это делается…

А ради чего? Есть ли в вашем творчестве некая цель, или же Оскар Уайлд был прав, говоря, что «всякое искусство совершенно бесполезно»?

Dirty: Наверное, действительно бесполезно. Но цель, безусловно, есть. Одно другому не мешает, понимаете? Вообще, очень много зависит от того, что иметь в виду под пользой. Но практической пользы в искусстве в чистом виде нет, безусловно, никакой. По крайней мере, мне так кажется. Я думаю, что под пользой надо понимать нечто материальное, а искусство должно взывать к духовному, разве нет? Видите ли, когда в первом треке альбома “Ecce Homo” мы говорим о том, что переизбрание Джорджа Буша-младшего на второй срок - это катастрофа, мы не имеем в виду, что «давайте устроим митинг или еще какое-то мероприятие», да и вообще не имеем в виду какие-то конкретные меры решения проблемы. Мы всего лишь ВИДИМ, что это – полная жопа, и мы говорим: чуваки, это существо, руководящее таким большим государством как сша – это ПОЛНАЯ РЕАЛЬНАЯ ЖОПА ДЛЯ ВСЕГО МИРА! Вот и вся наша цель: мы говорим о том, что мы чувствуем, о том, что мы думаем, о том, что нас беспокоит и тревожит. Кто-то будет нам сопереживать, кому-то покажутся наши идеи интересными, но большинство они не тронут. И в этом, наверное, тоже есть какая-то непостижимая для нас справедливость. Мы делаем наши слова и наши музыку просто потому, что не можем их не делать. Да и не хотим не делать. А искать в этом смыслы и пользы – оно нам скучно. (Смеется).

Tim: На первый взгляд, логики в этом никакой нет. Мы отдаем себе отчет в том, что наши голоса не повлияют на расстановку сил в обществе. И не изменят общество к лучшему. Во-первых, потому что мы сами достаточно самокритичны, чтобы не впадать в мессианство. Во-вторых, само общество что-то не торопится меняться в лучшую сторону. Иными словами, мы имеем дело с хрестоматийным примером экзистенциальной картины мира. В подобной ситуации любые морализаторские амбиции будут изначально обречены на фиаско. Тогда зачем кричать обо всем этом? Ответить попробую по-немецки, для этого мне нужно обратиться к словам небезызвестного Тилля из одноименного романа: “Ich bin Euren Spiegel”, т. е. «я – ваше зеркало». Мы не ставим себя выше других. Никто не совершенен, у каждого есть свой скелет в шкафу. В частности, отвечая на вопросы этого интервью, мы пользуемся вполне нормативной лексикой, зато в студии нередко приходится прибегать к малоцензурным выражениям... Особенно если я не попадаю в ноту, или если в разгар рекорд-сессии за стенкой вдруг активизируется коротковолновик-любитель. (Смеется). В общем, старик Эйнштейн всю свою жизнь упорно пытался превратить теорию относительности в т. н. «общую теорию всего» (респект Станиславу Лему). Но, несмотря на его усилия, я отказываюсь безоговорочно признавать правомерность применения такой категории, как «относительность», ко всем без исключения сферам человеческой жизни. Человечеству нужна некая система абсолютных координат, являющая собой необходимое условие для нормального функционирования социальных механизмов. Эти координаты прошли испытание временем, им можно доверять: именно к таким абсолютным величинам мы и апеллируем. При этом никто из нас не берется позиционировать себя в качестве носителя этого самого абсолюта: мы лишь имеем о нем вполне четкое и определенное представление. Иными словами, критикуя политическое устройство мира, мы не утверждаем, что нам известны пути решения связанных с этим проблем. Мы – зеркало, тонкая серебряная пленка под стеклом. Не надо требовать от нас большего - но и пенять на зеркало тоже не надо. (Смеется). Впрочем, я в своих текстах стараюсь по возможности никого лично не судить, ибо «каким судом судите, таким и будете судимы». Быть судьей – большая ответственность, не каждый возьмется добровольно взвалить на себя этот груз...

Получали ли Far From Mind предложения от крупных русских или каких-либо зарубежных лейблов? И в целом, насколько вы стремитесь к тому, чтобы «раскрутить» группу, выйти на Запад и т.д.? Или же текущее независимое положение Far From Mind вас вполне устраивает?

Dirty: Мы, наверное, не очень умеем преподносить себя и свою музыку, а потому с предложениями у нас не особо. Особенно в России. На Западе у нас, считай, успехов побольше будет, ибо здесь, как правило, никто и ничего не пишет даже, а люди из-за бугра пишут, иногда просто из вежливости, типа, нам это не подходит, а иногда вполне конкретно пишут, что понравилось, с чем бы сравнили (как правило, сравнивают с такими группами, о которых даже мы не слышали, люди, в общем, компетентные), ну и в таком духе. Сейчас уже два лейбла за бугром заинтересовались нашим материалом “Ecce Homo” и попросили предоставить им полный альбом, когда он будет записан. Сами понимаете, это немного и мало о чем говорит, но в России пока что даже этого не было. А вообще мы действительно хотим, очень хотим, работать с небольшим независимым лейблом на Западе и стараемся что-то для этого сделать, в меру своих физических и материальных возможностей. На самом деле я знаю не один способ искусственно создать ажиотаж вокруг своего проекта, но, опять же, заниматься всем этим противно. Мы не хотим добиваться чего-либо грязными методами, мы хотим, чтобы нас любили за нашу музыку, а не за что-то другое.

Еще вопрос к Негодяю. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашем предстоящем сотрудничестве с рыбинской группой Bog-Morok. Чем Вас привлек этот коллектив? И как Вы планируете осуществлять это сотрудничество, находясь на расстоянии 3000 км друг от друга? Будет ли это чисто студийный альянс, или же планируются и концерты?

Dirty: А оно, сотрудничество, уже не предстоящее, а свершившееся, то есть я уже прописал партии баса для нового альбома группы. На самом деле механизм работы примитивен до одури: Морок прислал мне на диске демо, прислал MIDI-партии баса, по которым я должен был работать, мне нужно было это всего лишь сесть, разучить и записать. После чего я отправил ему почтой wave-файлы, с которыми он уже сам будет работать. Обычная схема. С Ильей (Мороком, то есть) мы давно в очень хороших отношениях, музыка у него, может, не самая выдающаяся и необычная, но есть в ней что-то такое, чего у многих нет вообще. Не знаю, что это. Но его альбом “Stadiae II” – это действительно одна из самых сильных работ в металлическом жанре в России за прошедший год. Я просто не перевариваю все эти (сорри) трендовые москальские проекты, скучные до невероятия. Да, Bog-Morok сейчас – это что-то такое среднее между Fear Factory и Ever Eve, то есть, да, тоже музыка далеко не стопроцентно своя, но я считаю, что сегодня лучше быть похожими на эти команды, чем, скажем, на Symphony X (хорошую саму по себе группу), как в случае Mechanical Poet. (Вся наша редакция был
Far From Mind
а в глубочайшем шоке от такого сравнения – прим. авт.)
Концертов, видимо, не ожидается. Хотя теоретически это возможно…

На “Ecce Homo” планируется участие Антона Брежестовского из московской группы Caprice. Какую роль он будет играть в альбоме? Есть ли другие музыканты, которых вы бы хотели услышать на своих записях?

Dirty: У нас в композиции “Verweile doch, Du bist so schoen!”, в первой ее части, еще не записанной (на сингле звучит вторая часть) есть фрагмент из «Фауста», вот Антон и прочитает текст от его лица. На этом его участие заканчивается. Хотя для нас, безусловно, здорово, что он принял наше предложение. У Антона совершенно удивительный голос. Не как вокал, а просто сам по себе… Кого хотелось бы привлечь? На MusicMind Records выходило две кассеты архангельского one-man project Gardens In Bloom. Одна из самых замечательных и совершенно незаслуженно обойденных вниманием музык в России, я уверен. С Сергеем Усюкевичем, рулевым Gardens In Bloom, я действительно с удовольствием поработал бы. У него очень близкая мне музыка. Жаль, сегодня, кажется, он уже не занимается творчеством. Наверное, было бы очень круто, но совершенно пока что недостижимо, поработать с Алексеем Толстовым, виолончелистом Caprice, и, наверное, с Александрой Корзиной, скрипачкой оттуда же. Очень мне нравится, как они играют. Вообще, я хотел бы, чтобы у меня звучала настоящая струнная группа и настоящее фортепиано, но плохо я делать это не хочу, а хорошо – не представляется возможным, оттого предпочитаю синтезаторы. Сейчас мы пытаемся сделать совместный проект со Злыми Куклами из Израиля, еще одна совершенно уникальная, на мой взгляд, формация делающая, надо заметить, ужасные по качеству, но очень эстетичные записи. А так, даже не знаю… Больше даже хотелось бы работать не с какими-то конкретными людьми, а просто с теми, кто будет по полной втыкать. Это, на самом деле, главное…

По словам Тима, “Ecce Homo” задумывался как трендовый альбом, однако получилась совершенная эклектика. То есть, альбом получился не совсем таким (будь то лучше или хуже), как вы его видели изначально? Если да, то с чем это связано? В целом, насколько сильно записанный материал отличается от того, что вы слышите в голове, когда пишете песню?

Dirty: Это связано с тем, что мы криворукие: у нас никогда и ничего не получается, как задумано. Мы банальные неумехи. (Смеется). Я не знаю на самом деле, почему так получается. И ничего не хочу об этом знать. Какой в этом смысл? Кому-то важно, чтобы получалось именно то, что задумано. А у меня вообще не факт что изначально что-то задумано, понимаете? Мне вообще очень сложно отвечать на подобные вопросы, потому что я начинаю остро ощущать себя неполноценным, ибо, видимо, если подобные вопросы кто-то задает, значит, об этом принято думать. (Смеется). А я совсем не знаю, что сказать по этому поводу… Вообще, всегда все по-разному. “No Option”, например, никто не знал как будет выглядеть. Он от и до (кроме текста) родился уже в процессе записи. “Need No Music”, возможно, получился максимально (из всех последних работ) похожий на то, что мне хотелось бы слышать. “Ecce Homo”… Не знаю, что сказать. Я просто не могу сообразить, что же я хотел, как оно должно было звучать. Я помню, что хотел, чтобы это была такая электро-готик-роковая попса. Но после того как вся музыка была написана, понял, что опять на хрен все залажал. (Смеется). Понимаете, у меня нет цели, РЕАЛЬНОЙ цели, я имею в виду, сделать какую-то конкретную музыку. Я слушаю много всего, мне нравится много всего, я пытаюсь сделать то, что мне нравится, а то, что у меня получается, можно узнать, послушав наши диски. Но я вовсе не хочу сидеть и систематически выруливать пластинку в каком-то уже существующем жанре. Вылизывать ее, пока она не станет стопудово попадать под какой-то ярлык. Никому не кажется, что это до безобразия скучно? Какой смысл? Есть множество талантливых музыкантов, которые делают такие вещи хорошо. То есть им интересно работать в конкретном жанре, и они это делают круто. У меня нет цели фигачить потрясающе записанные пластинки в жестких рамках. Я не хочу заниматься музыкой, как ходить на работу. Я готов сотрудничать с серьезным лейблом, я на самом деле обязательный человек, то есть, подписывая документ, я отдаю себе отчет в том, что подписанное надо выполнять. Но мне не хочется, чтобы на меня давили. И прежде чем подписать что-то, я десять раз подумаю. Теоретически, я готов делать записи примерно в одном жанре (по крайней мере, в рамках моего собственного понимания определения «в одном жанре»), если у этих записей будет конкретный рынок сбыта (который обеспечит лейбл), если у меня будет возможность работать с профессиональными звукарями (которую обеспечит лейбл), если музыкальные издания различного рода – бумажные и электронные – будут нам помогать, просто периодически с нами общаясь (и это тоже должен обеспечить лейбл). Почему бы и нет, собсна? Я понимаю, что вроде бы это идет вразрез с тем, что я говорил чуть выше, но на самом деле я не вижу никакой проблемы. Я все равно пишу музыку, понимаете? То есть если будет условие писать какое-то количество музыки за какой-то период времени – это я выполню. Но я в любом случае не смогу фигачить одно и то же. Более-менее в одном ключе, наверное, смогу. Но реально так, как это делают многие – увольте. И лейбл, который (а вдруг?) захочет с нами работать, должен быть к этому готов…

Не хочется задавать вопрос о ваших музыкальных пристрастиях (тем более, что я предвижу ответ строчек на 25 (смеется)), но все-таки, назовите, пожалуйста, несколько альбомов, без которых Негодяй и Тим не стали бы теми, кем вы являетесь сейчас. И в целом, насколько музыка оказала влияние на ваше становление и развитие в личностном плане?

Dirty (печально): Блин, я правда не люблю такие вопросы… Да чего тут говорить, огромное влияние оказала музыка. Настолько огромное, что я, окромя музыки, больше ничем, считай, не интересуюсь в жизни. Женщины еще красивые нравятся. (Смеется). И книжки хорошие, опять же… Я, в общем, как в 10 лет Pink Floyd “The Wall” услышал, так по-настоящему музыкой и заболел. До этого все так было, как дети музыку слушают. А с этого альбома я начал более-менее серьезно интересоваться, читать, что было на тот момент в этой стране и в провинции доступно, ну и так далее. В общем, с этого началось все, потом уже вся остальная классика рокешная поперла, Led Zeppelin и Black Sabbath, даже, каюсь, Deep Purple слушал, которых сейчас терпеть ненавижу. Потом железо всякое: и thrash, особенно Overkill, и power, типа Blind Guardian. Потом заумь всякую и железо «савсэм злое, да?», типа Mayhem и иже с ними. А потом готика всякая, от Sisters Of Mercy и Killing Joke до Diary Of Dreams или synth-pop дел типа Wolfsheim. Трип-рок сейчас вставляет просто капитально, типа поздних Autumnblaze, поздних The Gathering, Antimatter еще… Нет, про сейчас скучно говорить, давайте я попробую перечислять пластинки, что называется, «на все времена», а когда надоест – остановлюсь. Pink Floyd – почти все, особенно “Animals”, “Atom Heart Mother”, “Meddle”, “Ummagumma”, “More”, “The Final Cut” как ни странно. The Beatles все, начиная с “Revolver”, особенно “Abbey Road” и белый. Creedence Clearwater Revival, считай, все. Далее, The Guess Who “American Woman”, только этот. Led Zeppelin “Physical Graffiti” и почти все остальные, кроме “Coda” и “Presence”. E.L.O. “On The Third Day”, “Eldorado” и “Face The Music”, King Crimson “Red”, “Lizard”, “Island”, и остальные из первого периода, чуть меньше, может. Александр Градский «Звезда Полей», «Ностальгия», «Сатиры», «Стадион», «Золотое Старье» (особенно то, что на виниле называлось «Размышления Шута»), да и другие тоже. Машина Времени до 1993 года все, что выходило на виниловых пластинках, вставляет. Depeche Mode, начиная с “Construction Time Again” и до “Ultra” все. Celtic Frost и Coroner все, кроме демо-записей. Voivod периода 1989-1993. King Crimson весь второй период… Продолжать? Watchtower – оба-два. Overkill до “Necroshine” все зашибись, потом уже скучно стало. АукцЫон, начиная с «Как Я Стал Предателем» и до упора. Arcturus весь, Ulver кроме одного – все. Mayhem весь с Бласфимером. Bathory с 1988 по 1991, потом “Blood On Ice”. Бляха, King Crimson весь третий период по всей голове. In The Woods с “Omnio” и до упора. Anathema с “Pentecost III” и поныне, особенно “Alternative 4”, “A Fine Day To Exit”, “Judgement”. Еще очень долго можно перечислять. Это первое, что пришло в голову…

Tim: Куда же без музыки-то? Я вообще своей жизни без нее не представляю. В какой-то степени это усложняет процесс установления взаимоотношений с другими людьми, особенно по принципу «свой-чужой». Для многих ведь музыка отнюдь не столь важна. Я интерпретирую через музыку окружающий меня мир и вырабатываю свое к нему отношение. Иногда, правда, музыка может сбить с толку или направить по неверному пути, но … Мне в таких случаях, вероятно, остается винить только самого себя – за личностную незрелость, например. Какие альбомы стали вехами в моей жизни? «Wildhoney» (Tiamat) - без разговоров. Та же “Alternative” 4 (Anathema). “Elegy”, «Tuonela” (Amorphis). Arcturus – «Aspera Hiems Simfonia”, «Le Masquerade Infernale». Mayhem – «Wolf's Lair Abyss», «A Grand Declaration of War». В свое время заслушивался такими пластинками, как «Painkiller» (Judas Priest), «Iron Maiden» и «The Number of the Beast» (Iron Maiden), «Kings of Metal» (Manowar), но сейчас их время для меня прошло уже, наверное. Это не хорошо и не плохо, просто жизнь не стоит на месте. А вообще я сейчас редко слушаю металл. Мои нынешние фавориты – это Питер Гейбриэл, Ник Кейв. Люблю древнюю музыку, песни трубадуров и пилигримов. Часто слушаю византийскую православную музыку. Из современных композиторов особенно выделяю Шнитке и Арво Пярта. А, вот еще. Как же я забыл-то? The Gathering. Без комментариев.

Я с удивлением прочел в последнем номере MusicMind newsletter, что издание через год может прекратить свое существование. Возможна ли ситуация, когда вам надоест и музыка в целом? Чем вы займетесь в этом случае?

Dirty: Надоесть-то музыка, конечно, никогда не надоест, я думаю. Нет оснований, по крайней мере, такой сценарий предполагать. Люблю я это дело. Глупо, наверное, было бы 20 лет собирать пластинки, а потом разлюбить музыку. (Смеется). Другое дело, что я понятия не имею, сколько лет еще буду играть. Пока что еще есть что писать, говорить и так далее. А как оно дальше будет – не знаю. Как попрет – так и будет. Фигли загадывать. А вообще я собираюсь в дальнейшем попробовать себя в роли писателя. Мне кажется, кое-что у меня может получиться…

Tim: Для меня музыка – это отдушина, это некий способ существования, обретения личностной идентичности. Это то, чем я по-настоящему хочу заниматься. Вот и буду заниматься, пока это востребовано. Пока в этом есть смысл. И пока мне есть еще что сказать – в том числе и себе самому.

Роман Патрашов
25 октября 2005 г.
18 ноя 2005
the End


КомментарииСкрыть/показать
просмотров: 2093




/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом