Хотя ему уже исполнилось 65 лет, один из прародителей всех авангардных направлений современного рока и электронной музыки Хольгер Шукай сейчас работает активнее, чем когда-либо. Вскоре после выхода альбома "The New Millenium", бывший басист классиков немецкого авангарда Can во второй раз посетил Москву. Возможно, музыка, которую сейчас исполняет Шукай, имеет мало что общего с тем, что обычно слушает большинство наших читателей, но существует немало хорошей музыки и за пределами традиционного металла. Именно исходя из этого, мы выносим на ваш суд краткий конспект встречи Хольгера с журналистами.
Что Вы будете исполнять сегодня? Прозвучит исключительно материал с альбома "The New Millenium", или можно ждать чего-нибудь с других Ваших сольников? Будут ли в программе вещи Can?
С "The New Millenium" будет не так много материала, потому что Ю-Ши заболела и не смогла приехать. Она очень плохо себя чувствует и практически не может передвигаться, что меня очень печалит. Так что я сделал новую программу, которая будет представлять собой своего рода микс из материала с 1968 года по сегодняшний день, там будет всего понемногу.
То есть, Вы в основном будете импровизировать?
Знаете, я буду вести себя, как ди-джей, который ставит пластинки, но параллельно с записями я буду играть и на живых инструментах.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем лейбле Dignose. Зачем Вам понадобился собственный лейбл? Вы так устали от шоу-бизнеса, что больше не хотите иметь с ним никаких дел?
Я не сказал бы, что не хочу иметь никаких дел с шоу-бизнесом. Просто индустрия звукозаписи сейчас в таком состоянии, в котором она неизбежно потерпит поражение, поскольку на текущей стадии развития техники уже нет необходимости в лейблах. Люди с лейблов берут на себя все деловые вопросы, но фэнам-то хочется общаться с артистами напрямую, а не покупать некий продукт у дельцов шоу-бизнеса. Более того, в американском бизнесе вообще почти все - преступники, и мне не кажется приятным работать с преступниками. Так что я взял все дела на себя. Когда я записал альбом с Ю-Ши, я предлагал его лейблам, но никто не захотел его издавать. И тогда я сказал: "Раз так, пусть звукозаписывающая индустрия сама идет ко мне и просит меня, я их больше ни о чем просить не стану. Те времена прошли". Так что я организовал собственный лейбл, и он работает просто замечательно. У него большой успех.
Почему Вы не продаете диски через большие Интернет-магазины вроде www.amazon.com?
Если ты говоришь людям: "Вот, я выпустил альбом, его можно купить здесь, здесь и здесь", ты делаешь большую ошибку. В Интернете есть только одно место, где можно купить мои диски. У нас есть лишь один сайт, на котором размещена информация о том, что мы предлагаем. И как это ни странно, такой подход работает лучше, чем раздача промо-дисков всем средствам массовой информации. Когда ты получаешь диски на халяву, они теряют всякую ценность. Журналисты получают на халяву по 50 дисков в день, и они уже говорят друг другу: "Опять это барахло, глаза бы мои на эти диски не смотрели"! (Дружный смех)
Вы сотрудничали со множеством музыкантов. С кем Вам интереснее всего работать в настоящий момент?
В настоящий момент я работаю с Ю-Ши, и это очень интересно, потому что она понимает меня без слов. Давайте я расскажу вам, как мы создали "The New Millenium". Однажды я сидел в студии и пробовал, как звучит новый синтезатор. Ю-Ши зашла ко мне и спросила: "Ты записал этот фрагмент"? Я сказал, что нет. Тогда она попросила меня сыграть его еще раз и записать все это. Я так и сделал, и она тут же придумала текст. "Можно, я запишу вокал"? "Да пожалуйста, мы же просто тестируем аппаратуру". Вот так у нас и вышла готовая песня. Она была сделана за 45 минут, но еще месяц мы спорили по поводу того, как и в каком виде ее использовать. (Смеется) Без споров и борьбы у тебя ничего не получится. Нужно бороться за что-нибудь, чтобы оставаться молодым.
Вы никогда не скучаете по выступлениям в составе группы? У Вас не возникало желания покончить с сольной карьерой и собрать настоящую группу?
Такое бывает. Во-первых, я думаю, что рано или поздно я снова буду играть в группе, как обыкновенный музыкант, но это в будущем. А во-вторых, с самого начала существования Интернета я пытаюсь наладить сотрудничество с музыкантами с его помощью, то есть, создать коллектив музыкантов, которые будут играть вместе, но находиться в разных местах. Такая работа приносит просто превосходные результаты. Мой альбом "Linear City" как раз и был сделан при помощи Интернета. А немного позже в Кельне я познакомился с Дэймоном Оллбарном из Blur, у нас было длинное интервью, после чего мы пошли в бар. Там мы долго говорили, и он попросил у меня какого-нибудь совета. Я сказал ему: "На твоем месте, я бы создал виртуальную группу, которая существует только в виртуальном мире, которую нельзя потрогать руками". И что вы думаете - он создал Gorillaz. (Дружный смех) Он, кстати, не раз говорил впоследствии, что именно я подал ему эту идею.
Насколько важны для Вас тексты песен? Какую роль тексты играли во времена Can?
Совсем не важны. Что мне нравится в Ю-Ши, так это то, что она никогда не сочиняет сложные тексты. Просто послушайте, что она поет - "я гуляю с друзьями / я ем с друзьями в машине…" Это новое тысячелетие, а основная особенность нового тысячелетия - желание людей быть обыкновенными, похожими на других. Так что если вы меня спросите, чего я жду от нового тысячелетия, я скажу, что в первую очередь жду появления первого клонированного человека. (Среди журналистов замешательство) Сейчас объясню, что я имею в виду. На первый взгляд, это звучит, как шутка, и это действительно в какой-то степени шутка. Но судите сами, люди иногда ведут себя так похоже, а музыка, которую они делают, напрочь лишена индивидуальности. Вот представьте себе, если кто-нибудь из вас подойдет ко мне и скажет: "Привет, Хольгер, помнишь меня? Мы вчера вместе обедали и долго говорили обо всем на свете!" А я в ответ скажу: "Извини, не помню, со вчерашнего дня я встретил 123 человека, и все они один в один похожи на тебя"! Вот вам и новое тысячелетие.
Вы думаете, людям нравится быть похожими на других?
В какой-то степени, они получают от этого удовольствие. Но есть и другая причина. Не знаю, как у вас, а у нас в Германии очень многие родители фактически бросают детей на произвол судьбы. И такие дети обречены на очень тяжелую жизнь. Родители не дали им достаточно душевного тепла, и они становятся очень жестокими, у них нет мечты. Они просто не умеют мечтать, но ведь мечтать - это так важно. Я всегда мечтаю.
Есть ли вероятность того, что Вы снова будете работать с ди-джеем Доком Уолкером?
Да, такое возможно. Мы до сих пор общаемся. Но сейчас у него свой клуб, который отнимает у него массу времени. Док - настоящий "человек из андерграунда", что мне очень нравится. С ним можно играть без репетиций, он с ходу реагирует на то, что ты делаешь на сцене. Для него нет разделения на "нормальное" и "ненормальное", и это просто здорово.
На обложке вашего совместного диска "Clash" Док бьет Вас кулаком в лицо…
Я сам его об этом попросил.
Значит ли это, что на этом диске Док играет наступательную роль, а Вы обороняетесь?
Нет. Разумеется, мы играем противоположные роли, но дело не в этом. Когда мы делали фотографии для этого диска, все получалось как-то слишком обыденно. Стоим мы двое, нас снимает фотограф из EMI, ну и все. И тут я говорю Доку: "Уолкер, врежь мне"! Самое смешное, что он тут же оробел. "Нет, я не могу"! "Да ладно, давай, отправь меня в нокаут"! (Всеобщий хохот)
Расскажите поподробнее о том, как вы подожгли лагерь советских солдат в Восточной Германии. Весьма смелый поступок, особенно когда тебе девять лет…
Да, я был еще совсем ребенком. Я родился в Гданьске, так что когда советские войска подошли к городу, нам пришлось эвакуироваться. Мы переехали ближе к границе Западной Германии, но Восточную Германию не покинули. И там нас сначала оккупировали американские войска, а потом советские. У нас были очень теплые отношения с русскими солдатами. Они любили детей, они давали мне деньги, а украинцы вообще относились ко мне как к родному сыну. Кстати, барабанщик Can Яки Либесцайт учился играть у советских солдат, которые были родом из Монголии. А что касается того лагеря, то вот что произошло. Один мальчишка пытался меня побить прямо у ворот школы, в которой размещались русские военные. И женщина в советской форме крикнула ему: "Давай, врежь ему посильнее"! Я так на это разозлился, что у меня тут же созрел план мести. Я сказал этому мальчишке: "Эй, хочешь, покажу что-то, только никому не рассказывай, а то нам достанется"! Мы пошли к моему дому, и я вытащил на улицу все оружие, которое мог унести - а у меня дома была немаленькая коллекция. Я дал автомат этому мальчишке, взял себе другой, и мы пошли строевым шагом в сторону школы. Когда мы пришли, я скомандовал: "Оружие к бою"! А сам в то же самое время поднял белый флаг. (Пауза, отдельные смешки) Никто ничего не понял, и пока люди размышляли над тем, что бы это значило, мы подбежали к забору школы, за которым было сложено сено, и подожгли его спичками, которые я до этого нашел на улице. Когда люди поняли, что происходит, было уже поздно, и лагерь сгорел дотла, а случилось это только из-за того, что какая-то женщина закричала: "Врежь ему"! Я до сих пор имею тесные связи с Восточной Европой, ведь даже моя фамилия имеет украинские корни.
Как, кстати, она правильно произносится?
Шукай. С ней связана еще одна интересная история. На самом деле, моя фамилия - не Шукай, это просто мой псевдоним. Но когда я родился, моя фамилия была Шукай. Дело в том, что когда к власти пришли фашисты, мой дедушка, который работал директором школы, решил, что фамилия Шукай звучит слишком по-славянски, и что нужно срочно менять ее на что-нибудь чисто немецкое. Но мало было просто сменить фамилию, ведь фашисты требовали предъявить родословную, которая бы доказывала, что ты - истинный ариец. И тогда мой дед нарисовал потрясающей красоты генеалогическое древо, согласно которому все наши предки за последние 400-500 лет были стопроцентными арийцами. (Дружный смех) И хотя в этом древе не было и намека на правду, оно было так правдоподобно сделано, что фашисты приняли его за чистую монету. Так у меня появилась новая фамилия, а когда война закончилась, я стал доставать маму вопросами: "Раз это наше семейное генеалогическое древо, почему о Шукаях там вообще нет ни одного упоминания"? Мама не хотела мне говорить, но сестра рассказала мне всю правду. И тогда я решил, что фамилия Шукай так хорошо описывает мою сущность, что нужно использовать ее как псевдоним. "Шукай" означает "ищи", и это и есть моя сущность.
Не так давно в Москве выступал бывший вокалист Can Дамо Сузуки. Что Вы думаете о его сольных работах?
Дамо является последователем философской концепции свободной жизни. Фактически, он - один из немногих классических хиппи, которые дожили до настоящего времени. Забавно то, что какой-то период он работал обычным служащим в японской компании. На протяжении 20 лет он каждое утро вставал и шел на работу, у него была семья, дети и так далее. А потом он все бросил и снова стал таким же, каким я когда-то встретил его в Мюнхене, когда я, увидев его в первый раз, тут же сказал Яки: "Этот парень будет нашим новым вокалистом"!
Чем сейчас занимается другой вокалист Can Малкольм Муни?
Малкольм всегда был артистом, если вы понимаете, о чем я говорю. Он всегда действовал очень спонтанно, благодаря чему он и был таким великолепным вокалистом для Can. Я считаю, нам очень повезло, что мы сначала встретили Малкольма, а потом Дамо. Если бы мы сначала познакомились с Дамо, для Can это было бы гораздо хуже. А сейчас… С артистами все так сложно…
Когда Вы в последний раз виделись с остальными участниками Can?
Мы никогда не теряли контакта. Сейчас мы планируем выпустить концертный DVD, и как только я вернусь из Москвы, я займусь двумя ремиксами для него.
Вы будете еще когда-нибудь выступать с участниками Can?
Сомневаюсь. Не буду говорить "нет", но сомневаюсь.
Что вы думаете о других музыкальных стилях, например, о хард-роке?
Ну, по сути, Can были рок-группой. Но однажды мы давали интервью в Америке, и журналист назвал членов Can рок-музыкантами. И тогда я сказал: "Я не считаю, что членов Can можно так называть". Все были очень удивлены: "Почему??? Ведь рок-музыкант - это герой"! А я сказал: "Нет, рок-музыкант - не герой, это человек, который стареет, но никогда не становится взрослым, он не хочет учиться. И я не из таких"!
Вы однажды сказали, что сэмплирование можно сравнить с фотографией. А с чем, на Ваш взгляд, можно сравнить рисование?
Рисование - это сочетание элементов, для которого требуется человеческая рука. Кстати, с музыкантами совершенно такая же ситуация. Музыканты, получившие хорошее образование, например, джазмены, позволяют своим рукам контролировать процесс. А если вы возьмете маленького ребенка, он не сможет позволить рукам контролировать процесс, потому что у него нет нужного образования. Примерно тоже самое случилось со мной, когда я приобрел валторну. Однажды я увидел валторну в одном магазине и спросил: "Почем этот инструмент?" На что мне сказали: "Хольгер, ты у нас ничего не покупаешь, мы всегда тебе отдаем все задаром, так что забирай!" Я взял валторну и принес ее в студию, где сказал: "Можно, я запишусь прямо сейчас"? (Смех) А я никогда раньше не играл на валторне! Тем не менее, я уяснил для себя одну вещь: я могу играть, что хочу и на чем хочу, люди могут улыбаться, но я должен остановиться в нужный момент! (Дружный смех)
Как Вы поступаете, когда кто-нибудь просит Вас объяснить смысл какого-либо конкретного трека из Вашего репертуара?
Смысл своих песен я объяснить не в состоянии. Чтобы не тратить время, я обычно просто говорю: "Не могу припомнить!" (Дружный смех)
Какое послание заключено в Ваших концертах?
Послание? Наслаждайтесь!
Как зрители вели себя на концертах Can? Что они делали - просто стояли и смотрели или…?
Я лучше скажу, чего они не делали: меня никогда не закидывали помидорами или бутылками, по крайней мере, пока мне с этим везет. Когда Can выступали в Детройте, нас предупредили: (шепотом) "Эй, ребята, будьте осторожны, если вы не понравитесь публике, если вы будете играть недостаточно жестко и слаженно, вас могут закидать всяким мусором, а то и бритвенными лезвиями!" (Всеобщий хохот)
На Вашем сайте вывешен список дисков, которые выйдут в ближайшее время, и один из них - альбом Ю-Ши с каверами Нико. Не могли бы Вы рассказать о нем поподробнее?
Когда я познакомился с Ю-Ши, она была лучшим в мире дизайнером. Известный дизайнер Луиджи Колани однажды встретился с Ю-Ши и спросил: "Чем ты занимаешься"? Она вообще не представляла, кто он такой, и сказала просто: "Я дизайнер". Тогда он попросил ее показать ему что-нибудь из ее работ. Она посмотрела ему прямо в глаза и сказала: "Через месяц, ладно"? (Смеется) И через месяц она продемонстрировала ему шарф, на котором был вышит его портрет. Представляете, она видела Колани всего раз в жизни, и этого хватило, чтобы вышить его портрет, причем так, что Колани сказал, увидев его: "Это портрет моей жизни"! Он предлагал Ю-Ши за него кучу денег, но она так и не согласилась его продать. И тогда он сказал ей: "Девочка, если ты захочешь, ты можешь заработать кучу денег, но запомни одну вещь: в наших кругах за такие вещи не платят"! (Смех) А когда я в первый раз услышал, как она поет, я сказал ей: "Забудь все, что ты раньше учила, и учись заново. Ты, конечно, можешь и так прекрасно устроиться в жизни, но есть еще так много вещей, которым ты можешь научиться". У нее очень сильный голос, и притом очень необычный, и благодаря этой необычности он звучит так искренне. Очень редко вокалист или вокалистка могут вкладывать душу в свое пение. А у нее это прекрасно получалось, и поэтому многие называют Ю-Ши реинкарнацией Нико.
Зачем Вы установили веб-камеру в своей студии?
Ты пробовал к ней подключиться?
Пробовал, но у моего компьютера не хватает быстродействия.
Да, понимаю. Дело в том, что ко мне подключается масса народу из России, и у них вполне неплохое соединение. На моем мониторе отображается географическое положение людей, которые ко мне подсоединяются, и среди них много народу из России. Один мой друг из Америки однажды сказал мне: "Хольгер, это очень здорово, что люди могут видеть тебя на сцене, но им гораздо более интересно посмотреть на тебя дома, в твоей комнате, и выяснить, чем ты занимаешься вне сцены". Мне, правда, кажется, что смотреть на меня дома не слишком занятно, поэтому я поставил камеру в студии. Я включаю ее, когда я репетирую, и веду себя, как будто я на сцене. Это действительно интересно. К сожалению, мне не хватает ресурсов, чтобы транслировать звук, так что меня можно только видеть, но не слышать.
Зачем Вы поместили на "The New Millenium" два ремикса? Делать ремиксы сейчас стало очень модным, но музыканты часто объясняют необходимость ремиксов совершенно по-разному.
Ремиксы - это новая форма искусства. Благодаря ей музыкальное произведение получает новый облик и фактически становится другим произведением. Сделать ремикс - все равно что получить из одной картины другую, заключив ее в новую рамку и поменяв некоторые детали. Ты не просто создаешь новый баланс тех же компонентов, ты совершенно меняешь суть произведения.
Почему Can не стали продолжать совместную деятельность после альбома "Rite Time" (1989)? Насколько я знаю, это бы очень успешный диск…
Да, диск действительно имел большой успех. Но с моей точки зрения, на нем есть как сильные вещи, так и не очень. На мой взгляд, самый лучший трек на диске - "In The Distance Lies The Future", но так считали только я да гитарист Михаэль Кароли. А все остальные вообще не хотели включать эту вещь на альбом. Стало очевидно, что мы развиваемся в разных направлениях. Когда мы были молоды, мы были одной командой. Мы очень гордились тем, что играем в одной группе с самыми лучшими музыкантами. А когда ты становишься старше и взрослее, ты осознаешь, что у вас появляются различия, и в один прекрасный день группа перестает существовать как единое целое. Это как в семье - ребенок вырастает, уходит из дома, заводит собственных детей и создает собственную семью. Так и с Can - мы все продолжаем творить, но каждый работает в меру своих способностей и в соответствии с собственной индивидуальностью. Лично я считаю, что время Can прошло, Can стали частью истории. Нам предлагали кучу денег, 200 тысяч долларов, за возрождение всего лишь на один концерт. Конечно, 200 тысяч долларов - это немало, но…
П
оследний вопрос: что Вы думаете о прессе и журналистах? Некоторые музыканты прессу просто ненавидят…
Пресса - это великолепно. Они распространяют всю ложь, которую я создаю! (Дружный хохот) Известная американская актриса Катерина Харденборг однажды сказала о СМИ: "Люди могут говорить обо мне что угодно, главное, чтобы они не говорили обо мне правды"! (Хохот)
И как часто Вы нам сегодня лгали?
Ой, множество раз!
Выражаем благодарность Роману Унгуряну (Caviar Lounge) за предоставленные аккредитации.
Беседу Хольгера с журналистами записал, отредактировал и перевел с английского Роман "Maniac" Патрашов
Фото - Наталья "Lynx" Хорина
18 сен 2003
1997-2025 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом
