Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register




Интервью
Interview
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Finntroll



Жизнь продолжается



Prologue
М-да, везет нам в последнее время на экстремальные интервью! То мы беседуем с музыкантами в почти полной темноте, то пытаемся расслышать друг друга в грохоте блэкового выступления в клубе, то сразу после проливного дождя, насквозь промокшие и продрогшие. В этот же раз наш разговор с Тапио Вильска, новым вокалистом бессмертных королей хумппа-метала Finntroll, проходил под звуки барабанного саундчека. Но все это мелочи, как для ваших покорных слуг, так и для Finntroll. За последние несколько лет группа дважды получала жестокие удары судьбы, в первый раз, когда у вокалиста Катлы врачи обнаружили опухоль на связках, из-за чего тот был вынужден уйти из Finntroll, а второй раз, когда гитарист Сомниум, будучи нетрезвым, разбился насмерть, упав с моста. Но, даже потеряв двух основателей и основных авторов, троллям удалось выжить. Как? Сейчас мы это узнаем…
Насколько я понял, сегодня последний день вашего турне…

Да, последний! (Смеется.) Мы едем домой! (Дружный смех.)

Как прошел тур? И где вы сегодня выступаете?

Сегодня мы играем в городе Аален в Германии, вчера мы выступали в Швейцарии, перед этим - в Голландии, Словении и так далее.

Вам понравилось турне?

Да, турне было действительно отличным, но достаточно трудным, как ты можешь слышать по моему голосу. Все совершенно разбиты, но турне было великолепным. Нас прекрасно принимали по всей Европе, особенно запомнились несколько шоу в Дании и одно в Лондоне. У нас был замечательный разогрев в лице The Wake и Ensiferum, так что от турне мы получили огромное удовольствие.

Что изменилось в жизни Finntroll с тех пор, как вы подписали контракт с Century Media?

(Вздыхает.) Да практически ничего. Мы все еще подписаны на Spikefarm, а Century Media выпускает нас по лицензии. Они провернули огромную работу по промоушну нашего последнего альбома, я дал множество интервью, мы выступали там, где еще ни разу не были, и где до этого наши альбомы просто не выходили, например, в Англии. Они отлично справились со своей работой, но в нашей жизни мало что изменилось. Мы делаем свое дело, ездим в турне, выступаем, вот и все.

У вас недавно вышло два новых релиза - мини-альбом "Trollhammaren" и полноформатник "Nattfodd". Как вы решаете, какую песню поместить на миньон, а какую - на диск?

Полноформатный альбом родился как бы сам собой. Мы изначально хотели сделать логически связанный альбом, который нужно слушать, что называется, "за один присест", который бы воспринимался как единое целое. Что же касается тех песен, что попали на "Trollhammaren", то та альбомная вещь, которая вошла на него, на мой взгляд, очень хорошо дает представление об альбоме в целом, и мы заранее представляли, какой можно снять на нее клип, поэтому и поместили ее на мини-альбом. Остальные четыре песни мне тоже очень нравятся, но они не вписывались в структуру альбома, и мы решили поместить их на EP, потому что хотели, чтобы они увидели свет. Мы не хотели выпускать сингл, я вообще не люблю синглы, на которых только одна эксклюзивная вещь, и поэтому мы попытались сделать так, чтобы этот мини-альбом оправдал потраченные на него фэнами деньги, чтобы за них фэны получили больше песен.

Какой смысл вы вкладывали в обложку "Trollhammaren"? Кто эта милая женщина, которая на ней изображена?

(Смеется.) Тебе нужно спросить об этом гитариста Скрюмера, это он оформлял диск. А изображена на нем Богиня Троллей (дословный перевод слова "Trollhammaren" - прим. ред.).

А вообще, насколько для вас важно оформление диска?

Очень важно. Мы хотим, чтобы наши альбомы были хороши не только по содержанию, но и визуально. Наш гитарист оформил все наши альбомы, кроме первого, и художественная часть для нас сейчас очень важна. Люди ждут от нас обложки определенной направленности, и лично мне очень нравится обложка нашего нового альбома.

Почему для "Trollhammaren" вы решили перезаписать песню "Forsvinn Du Som Lyser" с предыдущего акустического альбома "Visor Om Slutet" (2003)?

Дело в том, что эту песню мы очень часто играли на концертах. И мне кажется, она и в электрическом варианте звучит отлично, хотя и отличается от оригинала. Мы часто играем ее именно в этом варианте, она здорово звучит, поэтому мы и решили перезаписать ее для альбома.

У вас в группе появился новый гитарист - Роута. Откуда он взялся и где играл до этого?

Вообще-то Роута был вторым гитаристом Finntroll еще в самом начале, когда группа работала над первым демо. Он всегда был "членом семьи", своего рода "запасным игроком", он играл на концертах, если другой гитарист по каким-то причинам не мог выступить. И мы даже не думали приглашать кого-то другого, так что это было вполне логичное решение. Он всегда был нашим близким другом, он играл в группе еще раньше всех нас, поэтому вполне естественно, что мы его пригласили.

"Visor Om Slutet" был записан в передвижной студии неподалеку от Хельсинки, и, насколько я понял из ваших интервью, вам этот эксперимент понравился…

О, да, это было так здорово, процесс записи очень отличалось от того, как мы работали раньше. Вся музыка была написана в этой самой студии, это был очень интересный опыт. Мы сели, каждый поделился своими идеями, и мы сообща решили, что и где можно использовать, и таким образом каждый внес в этот альбом свой вклад. Мы "зависали" там целую неделю - писали музыку, ходили в сауну, пили, короче, классно проводили время, и, мне кажется, по альбому это слышно. Это лучший студийный опыт в моей жизни.

Но для записи "Nattfodd" и "Trollhammaren" вы вновь использовали обычную стационарную студию. Почему вы не воспользовались передвижной студией еще раз?

Для записи акустического альбома это была хорошая идея, но для записи полноформатного альбома, металлического альбома, эта студия была недостаточно технически оснащена, мы бы в ней не смогли получить то звучание, которое хотели. К тому же мы хотели работать с нашим постоянным звукоинженером, потому что Туомо (Валтонен) замечательный профессионал, и мы были уверены, что если мы снова будем работать с ним, то получим именно тот звук, который хотим. Вот в этом все и дело.

На каждом из первых двух дисков у вас присутствует по одной песне, в которых рассказывается о двух священниках, которым тролли делают всяческие гадости. Скажи, "Nattfodd" продолжит эту тему?

Да, там будет песня "Marknadsvisan", в которой будет продолжена сага об Аамунде и Кеттиле. В этот раз они отправляются на ярмарку, по дороге на которую с ними происходят неописуемые вещи! (Дружный смех.)

А вообще, о чем повествуют тексты "Trollhammaren" и "Nattfodd"?

Во многом мы развиваем темы, которые использовали и раньше. Пару песен нового альбома мы постарались сделать более прямолинейными, по крайней мере, я хотел сделать свои тексты именно такими. Около 40 процентов текстов написал Тролльхорн, остальное - я. Мы хотели продолжить те же темы, тролль-лор (по аналогии с фольклором - прим. пер.), которым всегда славилась наша группа. В наших альбомах всегда существует основная тема, мы хотим, чтобы люди задумались о своих корнях, чтобы гордились своими предками, которые жили столетия назад, тогда, когда на наши земли пришли крестоносцы и христианские миссионеры и практически истребили нашу религию. Мы хотели рассказать людям об этом, рассказать о другой жизни, о взаимоотношениях с окружающим миром и природой. Но мы не говорим об этом открыто, все это скрыто за сказками про троллей.

Когда я слушаю "Visor Om Slutet", у меня создается впечатление, что вы слушаете много музыки в стилях dark ambient и dark folk. Я прав?

Мы слушаем много металла, много фолка, много эмбиента, классику, современную музыку. Мы открыты для очень многих музыкальных стилей, все они что-то привносят в нашу музыку. Лично я небольшой поклонник дарк-эмбиент, мне нравятся группы вроде Endvra, у которых более "темное" звучание, но на этом альбоме мы попытались поэкспериментировать с разными вещами, которые мы раньше не пробовали, и дарк эмбиент - часть этого эксперимента.

"Madon Fauta", самый странный трек на этом акустическом альбоме, принадлежит твоему перу. О чем он? И что говорят те голоса на нем?

Текст этой песни на финском, чего мы раньше никогда не делали. Она повествует о войне, это фактически адаптированное изложение старой шаманской песни, которой они вызывали дух войны. Мы взяли это заклинание, адаптировали и переаранжировали его, фактически, я написал его заново.

"Visor Om Slutet", если я не ошибаюсь, переводится как "Песни конца". Почему вы решили так назвать альбом? Это название звучит весьма зловеще, особенно если учесть, что случилось с вашим гитаристом Сомниумом…

Название было придумано еще до того, как все это произошло. Просто это является темой практически всех песен альбома: "конец жизни, конец мира, конец твоего личного опыта". Это не обязательно означает смерть, это конец, смена этапа, и когда мы пересмотрели все тексты, которые были написаны, это название пришло само собой. Это действительно песни о конце. Когда погиб Сомниум, мы долго обсуждали, будет ли правильно оставить это название, не покажется ли оно слишком ироничным. Но ведь мы выбирали это название вместе с ним и поэтому решили его оставить.

А вы не думали о том, чтобы отыграть несколько шоу с материалом "Visor Om Slutet"?

Да, возможно, в будущем мы так и сделаем, но пока еще ничего не решено. Может, сыграем, может, нет, я не знаю. Время покажет, в этой группе нельзя загадывать заранее! (Смеется.) Мы живем сегодняшним днем и просто продолжаем делать свое дело.

Что ты думаешь о финской группе Elakeleiset?

(Смеется.) Это мои хорошие друзья, они родом из той же части Финляндии, что и я. Я видел их "живьем" около 30 раз, и это всегда было очень здорово. Я даже однажды выступал с ними с качестве бас-гитариста, это было в 1995-м или 1996-м, мне нравятся их концерты, это всегда весело. Я знаю, почему ты об этом спрашиваешь, это связано с хумппой. То есть, есть некоторые сходные идеи, которые используют обе группы, но ты должен помнить, что они играют настоящую, оригинальную хумппу, а мы - нет.

А вы никогда не хотели поехать вместе в турне - Finntroll и Elakeleiset?

Да, мы обсуждали это, около трех месяцев назад я говорил об этом с ударником Elakeleiset, который является моим хорошим другом. Может, в будущем мы это и осуществим, но, я думаю, что этот тур вряд ли кто-нибудь переживет. Мы сами много пьем, а эти ребята еще хлеще нас, так что в живых не останется никто! (Дружный смех.)

Я слышал, что когда у Катлы возникли проблемы со связками, Finntroll отыграли один концерт с Микой Люттиненом из Impaled Nazarene на вокале. Расскажи, как это было? Честно говоря, я с трудом себе представляю Мику, поющего песни Finntroll…

Это был последний концерт перед моим присоединением к группе. Это был единственный концерт с Микой на вокале. Меня там не было, поэтому я не так много могу тебе об этом рассказать, но, как я слышал, все это выглядело очень странно, но забавно.

Раньше у Finntroll был еще один участник - Йони Арвела, но сейчас он больше не играет в группе…

Он никогда не был полноценным участником группы. Просто на альбоме "Jaktens Tid" (2001) он пел йоиком (разновидность финского народного горлового пения - прим. ред.), но он никогда не был постоянным участником группы. Мы бы без проблем пригласили его и для записи нового альбома, но там совершенно не нашлось места для йоика. Он не принимал участие в записи этого альбома, но это не значит, что мы прекратили сотрудничество. Если у нас будут песни, где можно будет использовать его вокал, то мы обязательно его пригласим.

Какое впечатление произвела на тебя Россия? Может, расскажешь что-нибудь безумное из ваших российских приключений?

(Смеется.) О, у меня осталось множество забавных воспоминаний, ведь я был там столько раз! Когда Катла был еще в группе, я был звукоинженером у Impaled Nazarene и концертным техником Finntroll, и несколько лет назад я был в Москве с обеими этими группами. Это турне было, наверное, самым лучшим в моей жизни, мы так классно провели время в Москве, у нас появилось много друзей в Москве и в Санкт-Петербурге, что, собственно, и сделало это турне одним из лучших. С нами произошло множество чумовейших историй, но я бы предпочел не вдаваться в подробности, хорошо? (Смеется.)

Конечно, но один момент мне все же хотелось бы прояснить. Я слышал, что во время совместного московского выступления Impaled Nazarene/Finntroll в марте 2002 года разделись не только музыканты Impaled Nazarene, но и звукоинженер за микшерским пультом…

Этим звукоинженером был я. Да, я тоже снял свои штаны.

Но зачем?!

Этого требовал момент. Вся группа сверкала своими задницами на сцене, так почему я не мог? Просто этого требовал момент.

Ты неоднократно выступал с Nightwish, у тебя есть собственная группа Sethian, и в то же время Тролльхорн в нескольких интервью заявлял, что терпеть не может пауэр. Как вам удается уживаться в одной группе, будучи столь разными людьми?

Просто мы люди широких взглядов. Я тоже небольшой фэн пауэр-метала, но мне нравится разная музыка. Что же касается Finntroll, то у нас с Тролльхорном очень похожие взгляды на то, что мы хотим от этой группы, и как этого достичь. А чем кто-то занимаемся в свободное от группы время, касается только его самого.

А как тебе проще петь - чистым голосом или гроулингом?

И там, и там есть свои сложности. Когда ты поешь гроулингом, тебе не обязательно быть на 100 процентов здоровым, а когда используешь чистый голос, у тебя вряд ли получится выйти на сцену больным. К тому же, как ты можешь слышать сейчас по моему голосу, когда ты поешь гроулингом девять концертов подряд, это разрушающе воздействует на связки. К каждому из этих типов вокала нужен особый подход, и мне нравится петь и так, и так. Просто они немного разные. Петь гроулингом в студии намного проще, что же касается чистого вокала, то на концертах я должен постоянно за собой следить, да и вообще во время турне мне нужно внимательнее относиться к своему здоровью. (Смеется.) Если бы мы сейчас были в турне с Sethian, я бы не мог петь уже неделю. Но поскольку в Finntroll я пою преимущественно гроулингом и лишь немного чистым голосом, я до сих выхожу на сцену.

Недавно Finntroll сняли видео на песню "Trollhammaren". Расскажи, пожалуйста, о нем поподробнее. Какой у него сюжет?

Для съемок этого клипа мы поехали в крепость, которая находится на острове неподалеку от Хельсинки, эта военная крепость была построена еще тогда, когда Финляндия была частью Российской империи. В этом видео рассказывается о вечеринке троллей, и снималось оно в пещере неподалеку от той крепости. В клипе показывается вечеринка Finntroll, там задействованы 20-25 дополнительных персонажей, которые убивают и съедают священника, а потом резвятся и сходят с ума. Клип получился отличным, мне он очень нравится, он вышел именно таким, как мы и хотели. Съемки проходили в достаточно экстремальных условиях: в этой пещере было около трех или четырех градусов ниже нуля, а съемки длились очень долго. Мы там пробыли целых 13 часов и чертовски промерзли! (Смеется.) Но зато было весело.

Как сейчас обстоят дела в твоей группе Sethian? Когда можно ожидать новый альбом?

Сейчас мы как раз работаем над новым материалом, уже есть демо-варианты семи или восьми песен, а студийное демо, я надеюсь, будет записано в августе. А потом нам предстоит решить, выйдет этот альбом на Spinefarm или на каком-нибудь другом лейбле. Так что новый альбом следует ждать где-то в начале будущего года.

Ты участвуешь еще в каких-нибудь проектах, кроме Finntroll и Sethian?

В данный момент у меня просто нет на это времени, но там, где я работаю, в моем распоряжении находятся две записывающих студии. Несколько месяцев назад я там много чего назаписывал. У меня есть проект, для которого записано пока только четыре или пять песен, это совершенно другая музыка, она лежит где-то в области дума, но я использую очень необычный набор инструментов - ударные, бас и еще оркестровые инструменты. Над этим материалом я работаю с еще тремя вокалистами - двумя девушками и одним парнем. Это очень медленная, мрачная и депрессивная музыка. Я не знаю, увидит ли все это свет, я стараюсь такие вещи не планировать. Если все получится хорошо, я подумаю над тем, чтобы издать этот материал, но пока я еще не знаю.

А что случилось с группой Wizzard, в которой ты тоже принимал участие?

Пока я был там, все было здорово, и я получил огромное удовольствие, работая с ними. Но все закончилось в 1999 или 2000 году, когда основной вокалист Теему (Каутонен) переехал в Германию. Это всегда была фактически его группа, так что он нашел двух новых участников и записал еще один альбом Wizzard с немецким составом. Но я не знаю, что сейчас там у них происходит. То есть я хочу сказать, что с ними было здорово, мне действительно нравилось играть с ними, и гитарист Sethian Юусо (Яласмаки) также играл в Wizzard, но уже в то время мы с ним работали над материалом для Sethian. Мы всегда хотели, чтобы у нас была своя группа, которая бы немного отличалась от Wizzard, что и случилось вполне естественно, когда Теему переехал в Германию.

Как ты стал свето- и звукоинженером? Ты где-нибудь этому учился?

Я начал этим заниматься совершенно случайно, как и все, кто становится роуди. Началось все это году в 1989 или 1990-м, я возил группу своих друзей на концерты и однажды они мне сказали: "Тебе нужно чем-нибудь заняться во время концерта, давай, ты будешь светотехником!" Я ответил: "Хорошо, правда, я не так много об этом знаю, но я могу попробовать". Вот так все и началось, четыре года я работал с группой, которая называлась Y.U.P., потом стал осветителем в The Babylon Whores. А первый мой опыт в качестве звукоинженера состоялся в 1998 году, когда меня об этом попросили Impaled Nazarene. После этого я постоянно ездил с ними в турне вплоть до прошлого лета, также я работал с Finntroll и Barathrum. Всем этим я занимаюсь волею случая, я никогда не планировал становиться профессиональным звукоинженером, светотехником, роуди, и так далее, просто друзья просили им помочь, и я помогал.

Ты играешь на каких-нибудь музыкальных инструментах?

Когда мне было 15, я начал играть на басу. Сейчас я играю на басу, гитаре, клавишных, некоторых акустических инструментах типа мандолины, на флейте, вот, собственно, и все. Единственный инструмент, который используется в рок-музыке, и о котором я не имею ни малейшего представления, это ударные. Я играю на очень многих инструментах, но на всех - плохо. Я никогда не сидел и не практиковался по восемь часов в день, но я умею с ними обращаться настолько, чтобы записать с их помощью демо, чтобы привнести их звучание в группу, я имею представление о том, что делает гитарист, басист и клавишник, но на этом все.

В середине 90-х ты, вместе с клавишником Nightwish Туомасом Холопайненом играл в очень интересной группе, которая называлась Nattvindens Grat. Почему она распалась?

Это получилось само собой в 1998 году. Туомас собрал Nightwish и решил сконцентрироваться на нем. Мы умудрились подписать крайне неудачный контракт и не видели для группы никаких перспектив, потому что лейбл нас просто "кинул". (Смеется.) Все это очень угнетало, а у каждого были свои амбиции. У Туомаса и ребят был Nightwish, Теему сконцентрировался на Wizzard, у меня тоже были свои проекты. У нас не было грандиозных разборок, группа просто тихо умерла.

Когда и как ты познакомился с Туомасом?

Я познакомился с ним в студии, когда они приехали в мой город для записи первого альбома Nattvindens Grat ("A Bard's Tale", 1995). Теему собирался петь на этом альбоме, и в студии выяснилось, что у него ужасный голос! (Смеется.) Звукоинженер Туомо, тот же парень, который записал все альбомы Finntroll, сказал ребятам: "В этом городе есть парень, который вполне может вам подойти". Он дал им прослушать мои студийные демо, и ребята предложили мне записать с ними альбом. Я пришел и познакомился с ребятами, это было в какой-то кофейне. Первый альбом Nattvindens Grat я записал за один день, точнее, где-то за девять часов, причем, даже не слышав ранее группы. Но когда я поехал с ними в турне, мы стали больше общаться и вскоре стали друзьями.

Я слышал, что пару лет спустя состоялся реюнион этой группы под немного другим названием. Это правда?

Да, они стали называться Nattvind. Но это не был реюнион, потом что от первоначального состава остался только Теему и еще один гитарист; на вокале был один парень из Англии, а на ударных - Паси из Wizzard. Они записали под этим именем один альбом ("Subuniverses", 2002) и потом довольно быстро распались. Но сейчас к нам стали поступать разные предложения, и, встречаясь с Туомасом и ребятами за "рюмочкой чая", мы уже обсуждали возможность дать пару концертов Nattvindens Grat. Правда, не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем, потому что сейчас все слишком заняты.

Возвращаясь к Finntroll, есть ли шанс увидеть вас этим летом на каких-нибудь европейских фестивалях?

Да в этом году мы собираемся выступить на фестивалях Waldrock в Голландии, Summer Breeze в Германии, Gates Of Metal в Швеции и Sauna Open Air в Финляндии, а сейчас ведем переговоры насчет Wacken Open Air. Наш менеджер сейчас утрясает все финансовые нюансы, и если нам сделают разумное предложение, то мы выступим и на Вакене. Так что посмотрим.

А когда вас снова ждать в России?

Надеюсь, очень, очень скоро. Сейчас мы как раз ведем переговоры с Константином, и мы будем очень рады снова приехать к вам. Надеюсь, нам удастся это осуществить в этом году.


Выражаем благодарность Дмитрию Петрасу и Константину Былееву (ФОНО) за организацию этого интервью.

Вопросы задавал Роман "Maniac" Патрашов
Перевод с английского - Наталья "Lynx" Хорина
4 июн 2004
the End


КомментарииСкрыть/показать
просмотров: 2243




/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом