Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <- Мельница. Рождественский концерт-> +

Дата
2010
January
Thu
14

Город
Москва

Кыєс
Театр Эстрады

Если меня, музыкального обозревателя ресурса о фолк-музыке, просят написать репортаж о концерте лидеров российского фолка для металлического портала, то это хорошая возможность уклониться от обычных шаблонов описаний подобных мероприятий и подать событие в несколько вольной форме, связав происходившее на сцене Театра Эстрады с размышлениями “со стороны”. Так я и поступлю.

И сразу огорошу читателя безапелляционным заявлением, что, несмотря на кажущуюся популярность металла по сравнению с фолк-музыкой, развитие российской металлической сцены завязло в глухом болоте самодостаточности и местечковости. Информ-барьеров давно нет, вниманию слушателей предоставлен поистине безграничный выбор групп и направлений со всего мира, но прежде всего из главных “металлических” держав. Казалось бы, граница проницаема с обеих сторон, и почти четверть века неограниченных просторов развития для отечественных тяжелых команд должны были породить хотя бы несколько групп, заметных на мировом уровне. А этого так и не произошло, и разница в уровне реализации до сих пор остается весьма заметной. Почему?

А все потому, что в наше время, далекое от годов расцвета сцены в 80-х и начале 90-х годов, парадоксальным образом действует количество команд, численно куда как превосходящих коллективы, существовавшие в старые добрые деньки, когда металл правил миром. И на Западе совершенно бесперспективны разнообразные пауэр-, хард-, трэш-, и прочие металлические российские группы – этого добра у них самих девать некуда, сцена переполнена. Все, что мы предлагаем, для них попросту неинтересно. Но, что славно, есть дружественный лагерь тяжелой сцены, использующий элементы народной музыки, сиречь фолк-металл и паган, и там творится много интересного. Подобно Мельнице в российской фолк-музыке, на сцене отечественного пагана безраздельно властвует Аркона. Выпустив уже второй альбом на главном металлическом лейбле планете Napalm Records, группа Марии “Scream” чуть ли не в одиночку достойно представляет ВСЮ российскую тяжелую сцену в Европе: у них множество поклонников, и они регулярно выступают на европейских фестивалях. И это только подчеркивает мысль, которую я уже много раз развивал в разговорах с единомышленниками и в Интернет-дебатах и статьях. Туда, во внешний мир, имеют шанс пробиться только те тяжелые команды, которые способны в своем творчестве продвигать русские музыкальные традиции, отечественную историю и культуру, предлагать нечто новое для избалованного западного слушателя. Пусть даже это будет паган-металл со своими идеологизированными языческими клише.

«А причем тут Мельница?», спросите вы. А давайте, дорогие любители тяжелой музыки, посмотрим повнимательнее на творчество лидеров фолк-рока в России, и посещенные два концерта мне в этом помогут. Уж так получилось, что места, на которые выдали билеты по аккредитации, находились в бельэтаже, с его несколько специфическим звуком. Вообще, звучание и акустика зала были отличными, по мнению всех присутствующих внизу, в партере, а вот сверху, в нависающем балконе, бал в общей звуковой картине правила ритм-секция. Жесткая, хлесткая, напористая связка Дмитрия Фролова на ударных и Алексея Кожанова на басу является крепкой основой для фолк-роковых боевиков группы. Но этого мало. Сергей Седых, известный поклонникам русской рок-музыки по группам In Folio (где он переосмысливал наследие Led Zeppelin) и Северо-Восток, уже давно является почти штатным гитаристом коллектива. Электрогитара Сергея – один из символов эволюции, которую прошла Мельница со стародавних барочных времен: ради более драйвового и рокового звучания был привлечен главный инструмент рок-музыки. И он стал еще одним дополнением к ритм-секции фолк-группы: тяжелая, фуззированная гитара на заднем плане, иногда взрывающаяся виртуозным хард-блюзовым соло. Идем дальше. Акустическая ритм-гитара Алексея Сапкова более чем традиционна для фолк-рока, а вот с флейтой и разнообразными духовыми Сергея Заславского все сложнее. Набор свирелей, жалеек и тому подобных инструментов дает ему широкий простор для солирования, причем сольные партии могут апеллировать и к музыке Востока, как в «Сказке о Дьяволе», и к мелодичному, яркому, истинно фольклорному акценту на “Травушке”. Когда в рок-музыке идет речь о флейтисте, то первым и зачастую последним вспоминается великий Иэн Андерсон из Jethro Tull. С этим ничего уже нельзя поделать: любого рок-флейтиста будут сравнивать именно с ним. Как и любую группу с флейтой – с Jethro Tull. Мельница не избежала подобного еще три-четыре года назад, когда после реорганизации состава и появления нынешних музыкантов именно кажущееся сходство с Jethro Tull постоянно ставилось в упрек группе. В чем-то те критики были правы: во многих вещах Мельницы есть сходные с Jethro Tull черты. А всякий раз, когда группа в полном составе на сцене исполняет “Прялку” или “Княже”, у меня появляются мысли о хард-роковой дилогии “Crest Of A Knave” – “Rock Island” (за первую композицию Jethro Tull умудрились получить “Grammy” в номинации Best Hard Rock/Metal Performance): такое же низкое и гремучее звучание, достигнутое почти одними акустическими инструментами. И не последнюю роль в саунде группы играет виртуозная виолончель Алексея Орлова. “Наш Джимми Пейдж” – так его представила Хелависа на одном из концертов несколько лет назад. Громко сказано, но Алексей постоянно на первых музыкальных ролях: он то сливается с ритм-секцией и даже оставляет в покое смычок и играет на своем футуристичного вида инструменте как на бас-гитаре, то включается в мелодические переклички с флейтой, а то начинает солировать своим фирменным мягким рокотом. По сути, свыше трети репертуара группы – хард-рок, вобравший себя все лучшее от классиков 70-х годов, но сыгранный на акустических инструментах. Все главные признаки стиля налицо: выпуклая ритм-секция, звуковая волна, идущая со сцены, мощь и агрессия. А на прошедших концертах Мельница даже задействовала сессионного клавишника Оскара Чунтонова, который уже сотрудничал с группой на “Диких травах”. Орган “Hammond”, инструмент Джона Лорда и Кена Хенсли, такой неотъемлемый элемент тяжелой музыки, украсил звучание Мельницы на “Ночной Кобыле”, “Княже” и особенно “Прялке”.

А как же арфа, солистка и фэнтазийные тексты, спросите вы? Оригинальность Мельницы как группы во многом основана на новаторском внедрении кельтской арфы в рисунок игры рок-ансамбля. Раньше в России это был просто один из инструментов в группах, исполняющих ирландский фолк. В Мельнице кельтская арфа прочно заняла место самого тихого, интимно звучащего инструмента, к которому изобретательно приплетаются разнообразные “тяжелые” контрасты гитар и виолончели. Если подбирать сравнение, то ближайшей аналогией послужат мадригалы Blind Guardian, где тоже сочетались нежнейшие акустические переборы и тяжелые гитары. Вот и на прошедших двух концертах было несколько примеров такого использования инструмента, и особенно ярко подобный подход проявил себя на новейшей вещи “Призрачные кони” на стихи великого ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса, где ажурной арфе пронзительно вторила соло-гитара Сергея Седых. Спору нет, арфа – это не совсем хард-роковый инструмент, но еще два десятка лет назад использование в стиле виолончели или каких-либо народных инструментов было верхом оригинальности.

Ну и самое главное – в лице солистки Натальи “Хелависы” О’Шей Мельница выгодно выделяется мощным, харизматичным и разнообразным вокалом, а это всегда ценилось во всех стилях. На любом концерте (и прошедшие не исключение) Хелависа демонстрирует умение петь и речитативные и задумчивые вещи вроде “Королевны”, и мощнейшие рок-баллады вроде “Господина Горных Дорог”. А совсем ураганно прозвучали тяжеленные эпики, вроде “Прялки”, где горло солистки чуть не выворачивается мощным вокализом и рыканьем наизнанку, где сопровождающий орган возводит целую стену звука, на которую вешается угрожающий стихотворный гимн смерти. О лирике Мельницы можно тоже много написать. Тут и переклички со сказками и индоевропейским фольклором, и позаимствованные у русских и ирландских поэтов стихи, и заезды в чистое фэнтези или морскую тематику, и широкий веер исторических мотивов – от времен викингов Скандинавии до Средней Азии эпохи империи Тамерлана. И для текстоориентированного русскоязычного слушателя именно лирика группы была первой “зацепкой”, после которой внимание было приковано всерьез и надолго.

И на двух прошедших концертах в Театре Эстрады было в изобилии продемонстрировано все вышеописанное. Мельница четыре с половиной года не выступала в сидячих залах столицы, а именно такие концерты всегда пользовались успехом, причем у совершенно разной аудитории, которая не пойдет толкаться на стандартный рок-концерт, а предпочтет посидеть и послушать. Но группа не стала исполнять напрашивающуюся в подобных условиях степенную акустическую программу (хотя соответствующий сет из трех вещей был представлен), а отыграла два мощных, незначительно различающихся сета, и вспомнив давно не исполняемые вещи, и вдоволь пройдясь по материалу двух последних альбомов. Мельница тщательно подготовилась к дуплету, даже подготовила полотнища из “испанской” серии шотландского художника Дэвида Робертса для оформления сцены, только вот в первый день их не допустила наша доблестная пожарная охрана. Были зазваны сессионные музыканты: упомянутый выше клавишник и мини-хор из МИФИ, почему-то разодетый в мантии наподобие школяров Хогвартса.

Оба выступления ударно прошли по единому сценарию. Сначала мощное вступление “Далеко”, в котором завуалировано пожелание слушателям не слишком надеяться на буквальное повторение творчества коллектива в той форме, каким оно было много лет назад. Затем набор лирических песен, с обязательным “Кувшином”, “ради которого и организовывались эти рождественские концерты”, а после короткого антракта и вовсе акустический сет c высокими барными табуретами и реверансом джазу в “Неукротимом племени”. Дмитрий Фролов дает возможность отдохнуть музыкантам, а сам выдает соло на ударных, сначала пройдясь по “железу” своей кухни, а потом и по “посуде”. Хотя немного жаль, что “Moby Dick” Led Zeppelin уже давно не играется группой. И наступает время самой роковой и фолк-роковой части концерта, когда группа лавирует между более фолковыми и более роковыми вещами из своего репертуара, не забывая о балладах или возможности дать залу подпеть на “Невесте Полоза”. Хотя почти финальный “Волкодав”, пусть яркий и мелодичный, но немного наивный, отчасти выбивается из общего ряда песен.

Два выступления естественно порождают сравнения. Если сравнивать концерты по частям, то больше понравилась первая половина первого шоу, и вторая половина второго дня. И так как судят обычно по последним впечатлениям, то побывавшие на обоих концертах с большей теплотой отзовутся о втором шоу, что логично, ведь ко второму дню и музыканты, и сопровождающая техническая группа успели обжиться на сцене. И в заключение можно написать, что получились два очень мощных и в чем-то взаимодополняющих концерта. Почаще бы такие – хотя бы каждый третий-четвертый столичный концерт так устраивать. И уж в любом случае не раз в 4,5 года.


Сет-лист, 14.01.2010


1.Далеко
2.Океан
3.Ай, волна
4.Лента в волосах
5.Кувшин
6.Ушба
7.Призрачные кони
8.Шелкопряд
9.Королевна
10.Двери Тамерлана
11.Неукротимое племя
12.Соло на ударных
13.Опасное лето
14.Ведьма
15.Княже
16.Ночная кобыла
17.Ш ман
18.Огонь
19.Господин Горных Дорог
20.Травушка
21.Невеста Полоза
22.Мора
23.Волкодав

Бис:
24. Весна



************************************
Сет-лист, 15.01.2010


1.Далеко
2.Рапунцель
3.Ветер
4.Лента в волосах
5.Кувшин
6.Ушба
7.Призрачные кони
8.Шелкопряд
9.Королевна
10.Белая кошка
11.Неукротимое племя
12.Соло на ударных
13.Опасное лето
14.Ведьма
15.Прялка
16.Ночная кобыла
17.Чужой
18.Зов крови
19.Господин Горных Дорог
20.Травушка
21.Невеста Полоза
22.Мора
23.Волкодав

Бис:
24. Весна

Выражаем благодарность группе Мельница за предоставленные аккредитации.


Текст: Олег “Metaloleg” Бобрик
Фото: Виктория Деева





*Мельница*


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa


Melnitsa




КомментарииСкрыть/показать 1 )

Glop


22 янв 2010, 01:21
Было бы классно увидеть от Олега отзывы на Avis Dei или Осимиру - оно любопытней :)


Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом